«Эффективный менеджмент» – основная причина трагедии на шахте «Листвяжная»

Подпишитесь на канал

В эти дни Россия прощается с жертвами крупнейшей за 11 лет аварии в угольной шахте. То, что происходит на шахте «Листвяжная» – это национальная трагедия, последствия которой локализирует вся государственная система страны.

Авария на шахте произошла 25 ноября сего года в 05:00 по московскому времени. В это время в экстренные службы поступил сигнал о задымлении в вентиляционном штреке. На тот момент в забое находились 287 человек. В результате ЧП, по предварительным данным, погиб 51 человек из них 46 шахтёров и пятеро горноспасателей. Ещё 64 шахтеров серьезно пострадали.

Более 30 подразделений горноспасателей МЧС России круглые сутки работают на шахте. Председатель Правительства Российской федерации Мишустин обязал все министерства оказать действенную помощь попавшим в беду кузбасским горнякам, в том числе медицинскую, психологическую, финансовую и другую. Губернатор Кузбасса Цивелев лично возглавил оперативный штаб по локализации катастрофы.

В Кузбассе объявлен трехдневный траур. Президент России Путин выразил соболезнование семьям погибших, а горноспасателей, утратившим жизнь при исполнении служебного долга наградил высокими государственными наградами.

Как факт имеет место тлетворно понятая система частной собственности на средства производства, нацеленная на максимизацию личной прибыли любыми способами (в том числе и преступным), в которой зарабатывает один владелец, а ужас от произведенных им противоправных действий «разгребает» вся страна, — это система, которая полностью противоречит русскому национальному сознанию.

Как известно, подобные трагедии ранее уже происходили на шахтах Кемеровской области и других регионов. Ценой этих ошибок всегда являются человеческие жизни. К сожалению, их негативные последствия не стали уроком для тех, кто отвечает за безопасность на подобных объектах, и в том числе должностных лиц, которые осуществляют контроль и надзор за их деятельностью.

Уголь добывали, добывают и очень долго будут добывать

Угольная промышленность является самой старой из всех отраслей топливно-энергетического комплекса в промышленно развитых странах, но остается одной из ведущих отраслей мировой энергетики, она лучше обеспечена ресурсами.

Уголь используется и как топливо, и как сырье для химической промышленности. Мировые запасы угля составляют примерно 1 трлн т, из них около 66 % приходится на экономически развитые страны: США, страны СНГ, ФРГ, Австралию и др.

По добыче угля лидируют следующие регионы: Азия, Западная Европа, страны СНГ. Ведущие страны – США, Китай, Польша, Россия, ФРГ, Украина, ЮАР, Казахстан и др.

Крупнейшие угольные бассейны мира: Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский, Кузнецкий, Печорский – в России, Рурский – в ФРГ, Аппалачский и Западный – в США, Донецкий – в России и на Украине.

Угольная промышленность России занимает одно из лидирующих мест в мире. Самым крупным каменноугольным бассейном на территории РФ является Кузнецкое месторождение или Кузбасс. Он расположен в межгорной котловине в Западной Сибири. Данный бассейн имеет большое значение для экономики страны.

Экономичной является разработка месторождений каменного и бурового угля открытым способом (карьерным). примерно 200 млн. в год. Однако наиболее ценные породы энергетического угля расположены на большой глубине и приходится их разрабатывать шахтным способом.

Шахта «Листвяжная» ее владельцы и эффективные менеджеры

Угледобывающее предприятие ООО «Шахта «Листвяжная» находится в Беловском районе Кемеровской области, отрабатывает запасы Егозово-Красноярского угольного месторождения. Шахта получила нынешнее название в 2002 году, до этого называлась «Грамотеинская» (с 1956 года) и «Инская» (с 1972 года).

Шахта принадлежит АО ХК «СДС-уголь», входящей в «Сибирский деловой союз» бизнесмена Михаила Федяева (состояние $550 млн, по данным Forbes за 2020 г.). Активы «СДС-угля» – три угольных разреза, две шахты, три обогатительные фабрики в Кемеровской области и ряд сервисных предприятий с общей численностью работников 8000 человек.

В 2020 г. компания обеспечила около 7% суммарной добычи угля в России из общего объема в 402,1 млн т. Это один из крупнейших российских производителей энергетического угля. На сайте компании указывается, что она занимает третье место по объемам добычи угля в России.

Производственная мощность шахты составляет 5,2 млн тонн угля в год. По данным сервиса «Картотека.ру», ее выручка в 2020 году составила 9,4 млрд руб., чистая прибыль — 836,7 млн руб. На шахте работает более 1,7 тыс. человек.

В 1981 и 2004 годах на шахте произошли две крупные аварии. В первой из-за взрыва метана погибли пять человек, причиной стало короткое замыкание. В 2004 году при взрыве смеси метана погибли 13 человек. Следствие установило, что в шахте были нарушены правила проветривания. В 2006 году суд приговорил к условным срокам девять инженерно-технических работников шахты.

Директор шахты (с февраля 2019 года) — Сергей Махраков, в 2020 году признан самым эффективным менеджером угольной промышленности.

Грязная работа на грязном предприятие

В советское время профессия шахтёра считалась опасной, но при этом почётной и очень престижной. В те времена в вузах на шахтёрские инженерные специальности было по пять человек на место. И шахтёры, как бы пафосно это ни звучало, считались героями.

Шахтёрский труд – очень опасный. Горняки трудятся под землёй на большой глубине. А здесь возможно всё - от взрыва газа до прорыва воды. И если в первые часы тебя не спасли, шансов выжить практически нет.

Достойно труд горняка оплачивался всегда. Заработная плата всегда была выше в три-четыре раза, чем средний заработок советского человека. Шахтёров уважали, им сразу же давали квартиры.

С тех пор многое изменилось. Вернее, шахтёры-то всё так же каждый день идут в забой, но в условиях капитализма шахтёрский труд не столько престижен, как опасен.

Шахта – это особо опасное предприятие. Метан, который постоянно присутствует и выделяется из угольных пластов, – это уже другой вопрос, в зависимости от марки угля. И есть угольная пыль. При малейшем превышении содержания метана в выработке, при концентрации 4,5% и выше происходит взрыв метана, он поднимает в воздух угольную пыль, которая, как порох, тоже детонирует и взрывается. Не зря шахты называют особо опасным производством, в связи с этим происходят такие трагедии эпизодически.

Шахтерами не все могут быть. Те, кто работает в шахте, это люди особого склада, особого характера. Сегодня многие молодые люди устраиваются, недельку поработают и идут рассчитываться – не могут в шахте работать, не так закалка, не тот стержень.

Во-первых, у человека должна быть стойкость духа, способность к самопожертвованию, недаром же говорят о шахтерском братстве. Настоящий шахтер в беде товарища не оставит. Тем более, если это случилось под землей. Здесь могут работать только крепкие духом люди. Во-вторых, на руднике коллектив делится на бригады и звенья, и никто здесь не выпячивает свое «я». Все достижения – общие.

За что боролись на то и напоролись

В начале 90-х годов шахтеры были реальной силой в том числе и политической, которую без зазрения совести использовал Ельцин и иже с ним младо-демократы. Горняков использовали и подбивали на забастовки специально, в своих личных целях люди, которые впоследствии стали собственниками шахт и пришли к власти.

Априори, чтобы получать хорошие деньги, нужно хорошо работать. Все бунты были специально спланированы, чтобы вызвать недовольство рабочих, спровоцировать их и с их помощью сменить форму правления в стране. Ведь именно в это время промышленные предприятия стали переходить в частные руки.

В 1989 году толчком к забастовкам послужило ухудшение обеспечения шахтёрских регионов продовольственными и промышленными товарами. Даже моющие средства не выдавали! А в стране всё было. Просто специально не выдавалось и лежало на складах!

Что шахтеры получили в итоге? Шахты перешли в частные руки. Пришёл в страну капитализм. Да не такой, который отображает идеальную сущность частной собственности, а «дикий». К сожалению, многим собственникам на халяву досталось то, наши родители и мы строили еще в советское время. А халява сладкая, и она не ценится даже на своих предприятиях.

Техногенная причина катастрофы

По предварительной версии, причиной трагедии стал взрыв метана.

«Взрыв газа метана в шахте, простым языком. Потому что большинство пострадавших, которых выдавали на поверхность, имели баротравмы», – объяснил командир спасательной операции, командир Кемеровского ВГСО МЧС Юрий Ше.

Шахта «Листвяжная» считается достаточно современной. Прошла глубокую модернизацию. Там стоят системы безопасности. Газоанализаторы и сигнализации работают автоматически.

Сейчас максимальная глубина, на которой работают, люди – 400 метров. Где-то там глубоко под землей и произошел взрыв. Потолок обвалился и перекрыл людям путь наверх. По имеющейся информации, в первые часы с заблокированными шахтерами была связь.

«Пока была связь с горняками в штреке, проводная связь... они приняли решение уходить на поверхность старым штреком, нерабочим, потому что основной штрек был завален», – рассказал друг одного из горняков Евгений Попов.

У каждого шахтера есть с собой прибор для защиты дыхания – самоспасатель. Но все возможные сроки, в течение которых он может помочь дышать в загазованной среде, давно истекли.

«Как только вы начинаете в самоспасателе двигаться, то есть начинаете расходовать воздух, обогащенный кислородом, более интенсивно – вы его расходуете во сто крат быстрее», – объяснил бывший заместитель начальника Российского центра подготовки спасателей Александр Гофштейн.

Произошедшая катастрофа есть элементарное разгильдяйство руководства и эффективных менеджеров «Сибирского делового Союза».

Шахтер должен живым и здоровым уйти на работу и живым и здоровым вернуться домой. Другой вопрос – какую зарплату он принесет. Но первична жизнь и здоровье. Второе: задача рабочего – работать на условиях контракта, который подразумевает сдельную оплату труда.

И вот здесь желание обеспечить семью и хлеб насущный подталкивает шахтера на работу в опасных загазованных участках шахты, где можно добыть побольше уголька. Надоедливые газоанализаторы попросту отключаются. Шахтеры народ смекалистый и делают это с большой выдумкой.

А вот задача администрации и инженерно-технического состава – обеспечить контроль за правильностью технологии выполнения работ и безопасностью.

В соответствии с правилами безопасности шахтеры не имеют права идти в забой, в лаву, и работать там без присутствия лица надзора, и задача надзора – не копать, не крутить гайки, не двигать секции, а следить за правильностью технологии ведения работ и безопасностью. Если что-то происходит, в первую очередь, виноват инженерно-технический надзор, который не обеспечил контроль и своевременно не остановил работы, обеспечив безопасность горняков.

Все правила техники безопасности написаны кровью шахтёров. И сегодня любая авария тщательно расследуется, и на основании акта расследования корректируются правила.

Там, где собственник горнодобывающего или иного предприятия начинает экономить на средствах, необходимых для обучения персонала, обеспечения безопасных условий труда и на соблюдении выполнения технологических требований в погоне за прибылью, аварии будут происходить обязательно!

Чтобы стать серьезным специалистом в горном деле, нужно пройти все ступени карьерной лестницы от забойщика и далее.Тогда только ты сможешь разговаривать с рабочим на равных, он не станет вешать тебе лапшу на уши, из-за чего потом могут произойти проблемы, а будет тебя уважать. Рабочие понимают, кто перед ними стоит.

На шахте «Листвяжная» налицо «рыночный» обмен эффективности производства на эффект от производства. Проведенная оптимизация и гонка за прибылью говорит о том, что состав людей на шахте сжат до такой степени, что оставили людей минимально необходимых для определенных функций по добыче.

В советское время директор был на предприятии царь и бог, а сейчас, когда мы живем в рыночной экономике, у каждого актива есть конкретные собственники Эти люди получают прибыль, определяют финансовую и кадровую политику, однако при этом ни за что не отвечают.

Так было после разлива нефтепродуктов в Норильске. И хотя «Норникель» заплатил рекордный штраф, его владелец Владимир Потанин остался богатейшим человеком страны, чье состояние продолжает расти рекордными темпами.

Это стрелочник виноват!

На месте происшествия работают следователи ГСУ и территориального следственного управления, а также криминалисты Главного управления криминалистики СК России.

Александр Бастрыкин поручил передать в Главное следственное управление дела о трагедии на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области. Уже известно, что их соединят в одно производство. Расследование идет по двум статьям – «нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» и «халатность».

По делу об аварии задержаны директор шахты Сергей Махраков, его первый заместитель Андрей Молостов и начальник участка Сергей Герасименок. Они, по версии следствия, допустили нарушение требований промышленной безопасности производственных объектов. В результате произошло «газодинамическое явление», началось задымление вентиляционного штрека участка.

Естественно за подобные деяния нужно очень строго наказывать но крайне необходимо каким-то образом достучаться до собственников, потому что дальше, когда начнем разбираться, мы увидим вопросы недофинансирования каких-то позиций относительно обеспечения безопасности труда, отсутствие трудовых ресурсов на устранение нарушений, потому что фонд оплаты труда зажат, людей не хватает, и отсюда все вытекает.

И далее – почему-то отстранены от работы те люди, кто в силу должности и ситуации лучше всех знает шахту и её проблемные узлы. Это – вместо того, чтобы люди № пахали до потери пульса и участвовали в спасательных и параллельно восстановительных работах.

А разбор полётов – должен быть позже, с привлечением экспертного сообщества. А так что? Люди под арестом, кабинеты опечатаны, документы, отчетность и проч. забраны. У кого в руках они оказались? Где гарантии, что их не подменят или просто не уничтожат?

Еще следствием «усматриваются признаки халатности» в действиях главных государственных инспекторов Беловского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Сергея Винокурова и Вячеслава Семыкина.

Они, по мнению следствия, «ненадлежащим образом исполнили свои должностные обязанности по надзору за выполнением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте». Уже установлено, что инспекторы без фактической проверки данного штрека составили акты о его проверке.

На данный момент продолжаются следственные действия с участием фигурантов уголовного дела, допросы свидетелей, в том числе инженерно-технических работников. Назначены необходимые экспертизы, анализируется изъятая документация, данные на электронных носителях, которые могут иметь значение для расследования.

Пир во время чумы

Мэр города Прокопьевска Вячеслав Старченко приступил к исполнению своих обязанностей 26.11.2021 года и в тот же день был отправлен в отставку в связи с тем, что закатил банкет в честь своего назначения, в то время, когда в регионе был объявлен траур по погибшим на шахте «Листвяжная».

Как сообщают СМИ, Глава Кузбасса уволил нового мэра, который решил отпраздновать своё назначение в разгар траура по погибшим на шахте: «Очень сложно найти слова, которыми можно описать эту ситуацию. Таких слов просто нет. У людей, которые были на том банкете, по-видимому, нет сердца», - написал глава Кузбасса в своём Telegram-канале.

Как обезопасить труд шахтеров?

Инвестиции компании в промышленную безопасность, охрану труда и на предупреждение техногенных происшествий («эффективность» безопасности) должны быть не меньше планируемых расходов на их ликвидацию («эффект» спасения). И превышать как минимум в 20 раз, хотя хорошо известно, что предупреждение по затратам примерно в сто раз эффективнее ликвидации.

Кроме того, необходимо вести постоянную геофизическую сейсморазведку действующих угольных пластов. Определяя заранее все проблемные участки, она позволяет существенно обезопасить горные работы.

Не надо жалеть денег на многофункциональную систему безопасности

С её помощью возможно определять местонахождение людей в шахте с точностью до двух метров в режиме реального времени и обеспечивать двухстороннюю связь между диспетчером и рабочими.

Кроме того, система будет вести постоянный мониторинг аэрогазовой обстановки через чипы, вшитые в головные светильники шахтёров, и автоматически передавать её на поверхность.

В этом случае исключены любые манипуляции, то есть система обеспечит дополнительную безопасность. Если приборы зафиксируют превышение допустимого уровня газа, автоматически прекратится работа оборудования.

И последнее. Крайне необходим Федеральный закон о том, что за гибель шахтера владелец угольного предприятия выплачивает его семье страховую сумму не мене 1000 000 (одного миллиона) долларов.

Заключение

Фактически, мы не в первый раз наблюдаем «людоедскую ипостась» российского дикого капитализма. Опять преступную приватизацию прибыли российских олигархов ликвидирует государственная подсистема национализации катастроф.

Неизвестно как себя в данной ситуации ощущают владельцы «СДС-Угля» (господа Федяевы и иже с ними). Скорее всего комфортно. О чем свидетельствует пример несостоявшегося мэра Прокопьевска Вячеслава Старченко.

Владельцы шахты уже оценили стоимость каждого шахтерского трупа в 2 000 000 (два миллиона) рублей или около 27 000 (двадцать семь тысяч) долларов, пострадавшим будет выделена сумма в разы меньшая, а семьям погибшим улучшат жилищные условия.

И опять «СДС-Уголь» теряет ничтожные 1,0 % от годовой массы прибыли 2020 года. По данным «Контур.Фокуса», на конец 2020 года выручка только шахты «Листвяжья» составила 9,4 млрд рублей, чистая прибыль — 836,7 млн. При этом Михаил Фадеев, президент компании «СДС Уголь» (в которую входит шахта «Листвяжная»), состоит в списке «200 богатейших бизнесменов России за 2020-год» Forbes, а его сын Павел – депутат Госдумы от «Единой России».

Уже сейчас мы наблюдаем, что предпринимаются определённые усилия для того, чтобы мы поскорее забыли случившееся. Определенные круги олигархов пытаются исключить вопрос об ответственности высшего руководства и владельцев шахты за трагедию. Прикладываются все усилия чтобы под следствие попали «стрелочники» – и помучились под ним до истечения срока давности.

Автор и коллектив редакции строительного и архитектурного интернет портала «Строительный эксперт» приносят свои соболезнования семьям, родным и близким погибших горняков и спасателей и желают скорейшего выздоровления всем пострадавшим от катастрофы.

Борис Скупов

P.S.

Владельцы шахты «Листвяжная» начали выплачивать компенсации семьям погибших

Об этом сообщает ИА «ТАСС» со ссылкой на источник в пресс-службе шахты. Первые средства будут переведены на счет родственников 29 ноября. Семьи получать по 2 млн рублей в качестве единовременной выплаты, еще по 1 млн рублей получит каждый член семьи. В среднем одна семья получит более 6 млн рублей. Всего на эти цели собственники шахты направят более 300 млн рублей.

Помимо денежных выплат совладельцы шахты Михаил Федяев и Владимир Гридин приняли решение оплатить обучение детей погибших шахтеров в высших и средних учебных заведениях, а также решить жилищные проблемы в зависимости от ситуации.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!