Технический заказчик – системообразующий участник реализации инвестиционно-строительного проекта. От его компетенций зависят взаимоотношения внутри строительного проекта и реализация цифрового сопровождения. Какие задачи на него возлагаются, какие услуги требуют скорейшей цифровизации? Об этом шла речь на панельной сессии «Роль технического заказчика в условиях цифровой трансформации», которая состоялась в рамках Всероссийской отраслевой конференции «Строительный навигатор: курс на цифровизацию. Пермь 2024». Модератором сессии выступила заместитель генерального директора по развитию ООО «Инжиниринговая корпорация ИРБИС» Ольга Аршанская.
«Не волшебная пилюля, а процесс»
Директор департамента цифровизации объектов строительства АО «Иркутская нефтяная компания» Александр Карнаухов рассказал о роли цифрового технологического заказчика в промышленном строительстве. Он отметил, что участники рынка еще слабо понимают возможности цифры. Заказчик хочет получить «большую красную кнопку», которая решит все проблемы, а специалист на стройке скептически смотрит на возможности цифры. В то же время разработчик ПО вообще слабо представляет реальное положение дел. Задача цифрового технического заказчика – с одной стороны, объяснить заказчику что цифровизация – это не волшебная пилюля, а процесс, который помогает оптимизировать процессы и снизить издержки убрать. С другой – «приземлить» полет фантазии разработчика и сосредоточить его силы на реально актуальных задачах.
Важная задача цифрового технического заказчика – сформировать точные функциональные технические требования, которые бы отразили потребности конкретного предприятия и бизнеса. А также грамотно распорядиться бюджетом на проект внедрения цифры, пресекая ненужный перерасход средств. Не менее важен контроль исполнения всех этапов по внедрению новой информационной системы, для чего у этого специалиста должны быть соотвествующие компетенции. Еще один нюанс: именно цифровой техзаказчик должен осуществить опытную эксплуатацию информационной системы с правильной выборкой, потому что бывает, что при масштабировании она просто не работает.
Кроме того, в его задачи входит участие в регламентации бизнес-процессов. Александр Карнаухов отметил тот факт, что с переходом на цифру параллельно необходимо провести аудит процессов – создать или пересмотреть существующие регламенты, извлечь все данные и оптимизировать их. По мнению экспертов, на это уходит 70% времени, и лишь остальное занимает непосредственно внедрение. В противном случае проект внедрения может просто не состояться даже при его формальном успешном завершении – инженер ПТО на стройке просто не сможет работать в системе если она ему интуитивно не понятна.
«Таким образом, роль цифрового технического заказчика сводится к функционалу руководителя проекта по цифровизации. Его основная цель – достичь цели проекта за те деньги и время, которые ему выделили. Это актуально как для бюджетных проектов строительства, так и еще в большей степени – для коммерческих. Эффектами от работы цифрового техзаказчика является сокращение финансовых, временных и человеческих затрат. Пока же статистика говорит о том, что до 80% проектов не укладывается в первоначальные сроки и бюджеты.
Интегрировать… подрядчиков
О роли технического заказчика на примере работы конкретного предприятия рассказал начальник управления капитального строительства «ОДК-ПМ» Евгений Бурдаков. Как отметил спикер, инвестиционная деятельность компании включает в себя два направления. Первое – 9 проектов по подготовке производства и стендовой базы для создания опытных двигателей Программы «ПД-35» общей площадью 57 тыс. кв. м (срок реализации – 2028 год). Второе – 9 проектов по расширению производственных мощностей предприятия Программы «Государственный-гражданский заказ» общей площадью 71 тыс. кв. м (срок реализации – 2030 год).
Роль технического заказчика в компании включает в себя: утверждение паспортов проектов, отбор проектов в портфель, далее – формирование стратегических инициатив в отношении развития предприятия, рассказал Евгений Бурдаков. Проект цифровой трансформации был условно разделен на два контура – внутренний и внешний. Если говорить про внутреннюю среду, то здесь первоочередной задачей является повышение уровня организационной компетентности предприятия в области управления проектами, куда входит разработка методологии, формирование миссии и стратегии организации в области управления проектами и разработка комплекта организационно-распорядительных документов. Также необходимо сформировать единую среду реализации проектов, разработав процессы управления инвестиционными проектами в компании и создать цифровую платформу, позволяющую осуществлять контроль за ходом реализации проектов.
Что касается внешней среды, то здесь одна большая задача – интегрировать подрядные организации в сервисы, созданные в результате реализации проектов развития. В частности, необходимо включение требований организационно-распорядительной документации заказчиков в требования к участникам рынка в ходе проведения процедур по выбору подрядных организаций. Необходимо также обязательное проведение аудита участников рынка в ходе проведения процедур по выбору подрядных организаций, а также включение требований организационно-распорядительной документации заказчика в типовые формы договоров на выполнение работ в рамках реализации проектов. Проблема в том, что подрядчики крайне неохотно вовлекаются в эти процессы, предпочитая традиционный «доцифровой» подход.
«Мы включаем требование работать в определенном ПО в свои договора, однако «втянуть» подрядчиков крайне тяжело, – поделился опытом Евгений Бурдаков. – В то же время есть требования законодательства и Госстройнадзора по переходу на цифру, и их надо выполнять». Помочь решить эту проблему должна популяризация темы цифровизации, а также различные меры контроля участников рынка со стороны регулятора. И кроме того, сегодня чувствуется острая потребность в формировании общей, единой методологии цифровизации к формированию нормативной документации в части строительства. Заказчик волен на свое усмотрение выстроить работу как захочет, при этом подрядчику всякий раз приходится подстраиваться под требования каждого заказчика в отдельности.
Кастомизация рулит
Руководитель отдела ТИМ ГК «Неолант» Иван Новиков рассказал о возможностях СУИД НЕОСИНТЕЗ для организации взаимодействия технического заказчика с подрядчиками на основе информационной модели. Напомним, НЕОЛАНТ – инжиниринговая компания, которая работает в области ТИМ и одновременно является разработчиком САПР/BIM/PLM-платформ. За 20 лет реализованы более 160 проектов в области нефтегазового сектора, атомной отрасли и др. В частности, Неолант выполнил модели 30 атомных блоков, которые выводись из эксплуатации с использованием ТИМ.
На сегодня в линейке ПО разработчика – собственная «тяжелая» система САПР ПОЛИНОМ – российский BIM-инструмент для создания и актуализации информационных моделей сложных технологических объектов на всех этапах жизненного цикла: проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции. А также конвертер инженерных моделей InterBridge– ПО для оперативной трансляции графических и семантических 2D/3D данных различных САПР/BIM/PLM-платформ, позволяющий формировать и работать с единой ИМ крупномасштабных технологических объектов. В свою очередь, управление информационной моделью объекта на протяжении его жизненного цикла осуществляется на базе портальной корпоративной информационной системы управления инженерными данными «НЕОСИНТЕЗ».
Решение предназначено для проактивного решения технологических и бизнес-задач в вертикально-интегрированных холдингах на протяжении всего жизненного цикла производственного актива. Так, НЕОСИНТЕЗ объединяет разнородную информацию об объекте и всех участников процесса управления в единую информационную среду. Система отличается высокой степенью гибкости, возможностью реализации бесшовной интеграции со смежными информационными системами, обладает высоким быстродействием, простым и интуитивно понятным интерфейсом, открытым и постоянно расширяемым API. Она позволяет учитывать одновременно технологические, финансовые, геометрические параметры и временной фактор, поддерживая данные в актуальном состоянии в любой момент времени. Принципиальное отличие системы в том, что она является универсальным конструктором, который кастомизируется под каждого заказчика с учетом его бизнес-процессов, требований, форматов и т. д. К примеру, корпоративные системы Газпромнефти и Лукойла реализованы на базе НЕОСИНТЕЗа.
Система осуществляет такие задачи как: комплексное представление объектов в различных информационных срезах – на модели, чертежах, документации, отчетах; интеграция электронного архива с информационной моделью; контроль полноты представления документации (ПД, РД, ИД); коллективная экспертиза проекта в СУИД; инструменты проектных и строительных коллизий; интерактивный авторский надзор; визуализация процессов сооружения и монтажа (4D модель); контроль качества СМР (ЛС, фото/видео, фотограмметрия); контроль поставок и закупок (5D модель); организация удаленных штабов и VR-совещаний; комплексная аналитика.
Проект «в кармане руководителя»
Своим взглядом на цифровизацию в свете функции технического заказчика поделился руководитель департамента цифрового сопровождения проектов инжиниринговой корпорации «ИРБИС» Вадим Свириденко. Он напомнил, что компания образована более 30 лет назад и на сегодня представлена в 120 городах России и зарубежья. Основные направления деятельности – проектирование, строительство, функции технического заказчика, инжиниринговое сопровождение, стройконтроль и т. д. За это время завершены более 600 проектов, на стадии реализации – порядка 60.
«Цифра постепенно становится обязательством каждого участника рынка, – отметил эксперт. – Чем раньше компания начнет погружаться в эти процессы, тем больше у нее будет конкурентных преимуществ». Он перечислил типичные проблемы, с которыми сталкивается организация, выполняющая роль техзаказчика: отсутствие интереса заказчика к цифре, желание сэкономить, неполное законодательное регулирование процесса, низкий уровень цифровой зрелости компании или ее специалистов. Между тем цифра дает вполне ощутимые преимущества, которые в конечном итоге повышают эффективность всех бизнес-процессов организации.
Техзаказчик может выбрать один из двух подходов в своей работе. В первом случае он занимает сильную цифровую позицию и имеет пул проверенного интегрированного ПО. Во втором – подстраивается под цифровой ландшафт и переходит на ПО заказчика. В любом случае цифровой техзаказчик разворачивает и реализует цифровую среду ИСП на всем протяжении жизненного цикла ОКС, обеспечивает цифровую вертикаль и взаимодействие всех участников проекта – с подрядчиками, банками, государственными органами, заказчиками, инвесторами, а также взаимодействует с ГИС по различным вопросам реализации строительного проекта.
Вадим Свириденко рассказал о нескольких кейсах из практики компании. Один из них – разработка системы цифрового менеджмента и создание личного кабинета заказчика Dashboard на этапе строительства для общественного здания. Задача стояла наладить контроль над деятельностью подразделений и создать доступную систему отчетности для заказчика, инвестора и собственника. В частности, в системе налажено ведение учета объемов и стоимости принятых и оплаченных СМР и пуско-наладочных работ, а также объемов и стоимости некачественно выполненных генподрядчиком работ, затрат на устранение дефектов и переделки. Кроме прочего, система осуществляет проверку коллизий в смешанной реальности. Результатом работы стало то, что вся информация и ключевые цифры о ходе реализации проекта теперь «в кармане руководителя» – строительная модель отображается на смартфоне, там же происходит расчет темпов строительства и прогноз.
Нужен стандарт цифровой деятельности
Следом выступил директор по технологическому развитию ООО «Грин» Сергей Киселев. Он отметил, что компания осуществляет функции технического заказчика, финансовый и технический консалтинг, проектирование, в том числе и промышленных объектов. Также компания является партнером корпорации «Ирбис» и входит в Ассоциацию «Национальное объединение технических заказчиков и иных организаций в сфере инжиниринга и управления строительством» (НОТЕХ), в Комитет по цифровизации управления инвестиционно-строительным проектом. Его задачи – методологическое сопровождение деятельности технического заказчика, связанное с технологиями информационного моделирования и цифровизацией бизнес-процессов в целом.
«Автоматизация и цифровизация процессов инвестиционно-строительного проекта носят разрозненный и несистемный характер и часто связаны с цифровой продвинутостью конкретного заказчика или технического заказчика, – отметил Сергей Киселев. – Мы убеждены, что, будучи организатором взаимодействия всех участников проекта или руководителем строительства строительного проекта, технический заказчик может и должен брать на себя роль интегратора цифровых решений на всей вертикали строительства».
Специалисты компании проанализировали деятельность техзаказчика на всем протяжении реализации инвестиционно-строительного проекта и провели тщательный анализ всех процессов и функций, которые характерны для каждого этапа. На основе полученных результатов стало понятно, что роли техзаказчика меняются от этапа к этапу. Так, на предпроектной подготовке нужен ТИМ-менеджер, ТИМ-координатор, администратор СОД и специалист календарно-сетевого планирования. На стадии проектирования – аналитик данных, на стадии строительно-монтажных работ – инженер цифрового строительного контроля.
«В настоящее время мы составляем карту компетенций цифровых специалистов технического заказчика, – отметил Сергей Киселев. – Мы также планируем на основе этого составить матрицу программного обеспечения технического заказчика, которая поможет компаниям определять то ПО, которое они могут использовать на различных стадиях проекта для различных функций. Также мы хотим учесть обоснованные расценки и трудозатраты на цифровые решения в составе общей стоимости проекта, потому что сейчас цифровизацию технический заказчик ведет за свой счет. Это никак не оплачивается и не отражено ни в каких нормативных документах. Ну и одна из главных целей Комитета по цифровизации НОТЕХа – это создание стандарта цифровой деятельности технического заказчика для формирования подхода и требований к применению цифровых решений при реализации проекта».
Счет – на минуты
Начальник инспекции государственного строительного надзора Пермского края Людмила Семерикова в своем вступлении рассказала о цифровой трансформации государственного строительного надзора в Пермском крае. Она отметила, что регион начал свой путь в цифру в 2017 году, когда в полном объеме начала эксплуатироваться АИС Стройкомплекс – автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного ресурса о состоянии строительной отрасли и автоматизации контрольно-надзорной деятельности министерства строительства и архитектуры Пермского края и инспекции государственного строительного надзора Пермского края.
Уже в 2019 году все контролируемые лица совместно с инспекцией стройнадзора перешли на цифровые рельсы. Основные принципы, которые были определены для ориентира работы: цикличность (цифровизаия всех этапов жизненного цикла ОКС); чистые данные (достоверные сведения об объектах строительства без «разрыва» данных); оперативность (высокая скорость получения, обработка и обновления данных); прозрачность (отлаженные процессы и контроль на каждом этапе жизненного цикла ОКС); доступность (личные кабинеты и единая среда для взаимодействия всех участников строительства); цифровая вертикаль (интеграция с федеральными информационными системами, среди которых – ИСУП и ГИС ТОР КНД).
Система открыта для всех участников строительства: органов власти (правительство Пермского края, минстрой Пермского края, ГРБС, инспекция госстройнадзора, органы местного самоуправления); застройщикам и техническим заказчикам; исполнителям (инженеры строительного контроля, начальники участков, прорабы, мастера); подрядным организациям.
Людмила Семерикова перечислила эффекты от цифровой трансформации. Так, на этапе строительного надзора число документов, подготовленных инспекторами по результатам КНД в 2022 году, по сравнению с 2019 годом, выросло в 2,5 раза; в три раза выросло число профилактических мероприятий; срок предоставления заключения о соответствии застройщику или техническому заказчику сократился с 5 дней до 1 часа, при этом штат инспекторов строительного надзора не увеличился и составляет 37 человек. На этапе строительного контроля на 100% удалось отойти от бумажного документооборота и с 30 до одной минуты удалось сократить время формирования документов.
Комментарии (0)