Кому нужна «НИТКА» в Крыму?

Иметь палубную авиацию и не иметь при этом наземного полигона для тренировки летчиков – немыслимо. Но с 1992 года и по настоящее время российские ассы палубной авиации находились в таком, прямо сказать, неприглядном положении.

67aff0eacc171184440ce3997d97419d.jpg

Лишь на прошлой неделе лётчики морской авиации Северного флота приступили в практическим занятиям на наземном тренировочном комплексе «НИТКА», сообщает пресса со ссылкой на представителя СФ Вадима Сергу.

Что такое «НИТКА»?

«НИТКА» — полигон взлётно-посадочных систем ВМФ России предназначенный для отработки лётчиками морской авиации техники взлёта и посадки самолёта на палубу авианосца.

«НИТКА» представляет собой учебно-тренировочный комплекс в виде стальной взлетно-посадочной полосы, размеры которой примерно соответствуют палубе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», являющегося пока единственным полноценным российским авианосцем.

Комплекс расположен в сельском поселке Новонефедоровка (ранее Саки-4) близ крымского города Саки.

Слово «НИТКА» – имя собственное в названии полигона. Но ряд источников считают, что это аббревиатура: «Наземный испытательный тренажер корабельной авиации». Первое название — ИУТК КА ВМФ (испытательный учебно-тренировочный комплекс корабельной авиации Военно-Морского Флота) как-то не прижилось в военной среде.

Комплекс оснащен взлетно-посадочным блоком с аэрофинишерами (устройства для торможения самолета при посадке на палубу авианесущего корабля), трамплинами и разгонным устройством — катапультой. Таким образом, на нем можно отрабатывать как взлет, так и посадку на авианосец.

На полигоне имеется система имитации различных погодных условий. Так, во взлетно-посадочный блок были интегрированы паровые машины, к которым поступала морская вода. Обращенная в пар вода, в свою очередь, подавалась на цилиндры, работа которых позволяла симулировать качающуюся на волнах палубу.

fc46cff08ddbe6339686e77a6f78051e.jpg

В целом большинство механизмов, установленных на НИТКЕ, действовало за счет парогенераторов, что благодаря близости моря позволяло не тратить большое количество средств на другие энергоносители.

Как родилась «НИТКА»

Изначально предполагалось, что «НИТКА» станет аналогом американского комплекса Lakehurst, являвшегося в 1970-х единственным в мире наземным тренажером палубной авиации.

«Работали над проектом (НИТКА) Невское ПКБ и 23 ГМПИ. На НИТКА предполагалось производить испытание катапульты, аэрофинишеров и другого специфического оборудования, прежде чем их монтировать на корабле» – вспоминает инженер генерал-майор И.В. Манойлин. Обратимся к его живому языку настоящего профессионала.

…Катапульта — серьезная штука. Даст малое ускорение самолету — он плюхнется в воду. Даст слишком большое — летчик может погибнуть от недопустимой перегрузки. Все это, конечно, поддается расчету, но не на живых же людях проверять правильность расчетов.

Аэрофинишер захватывает самолет при посадке на палубу и не дает ему свалиться за борт. Та же проблема — слишком жестко схватит — беда и для летчика и для самолета.

Схематично «НИТКА» необходимо представить как авианосец, закопанный в землю, плюс нормальный сухопутный аэродром со всеми службами плюс научный испытательный центр.

55fe1a21f718143000f355b0461fb31b.jpg

Для страховки тренирующихся летчиков к закопанному в землю авианосцу по земле устроена бетонная посадочная полоса. Если летчик промахнется при посадке на палубу закопанного в землю корабля, то он сядет на эту полосу, длиной около двух километров. То же и при взлете, что-то случится — он на полосе.

При работе всех установок взлета и посадки на корабле их охлаждение производится морской забортной водой. На» НИТКА» был протянут к морю многокилометровый водовод из труб большого диаметра и сделан специальный водозабор.

Этот водозабор представлял собой довольно сложное инженерное сооружение, способное работать при всех погодных условиях. Главная беда пришла оттуда, откуда ее никто не ждал. Название этой беды — медузы. Когда начинали строить — их не было.

Стали забирать воду — они так забивали приемное устройство, что прекращали работу. Наука не смогла дать никаких рекомендаций. Выручила какая-то артель, которая стала их вылавливать для своих целей.

«НИТКА» на службе ВМФ СССР

Отечественный полигон был построен уже к 1 сентябрю 1980 года. Пока строили, произошли изменения: вместо катапультной авиации появилась трамплинная. Пришлось на ходу вносить изменения в проект.

Комплекс получился уникальным в полном смысле этого слова и в эксплуатации проявил себя прекрасно .

Комплекс «НИТКА» воспроизводит палубу крейсера-авианосца, основное оборудование тренажера находится под землей.

Наземный трехпалубный «корабль», оборудованный мощными паросиловыми и электрогидравлическими устройствами, включал и включает взлетно-посадочную палубу, бросковое устройство (аналог катапульты), паровые силовые установки, аэрофинишер (который используется для торможения самолета в процессе его посадки на палубу авианосца), трамплин, задерживающие устройства, аварийную сеть.

e554b6c5c40bd12d805a1c92551be73d.png

Взлетно-посадочный блок комплекса может раскачиваться, имитируя волнение на море. Все — как на реальном авианосце. Длина взлетно-посадочной полосы — 290 м. Все металлоконструкции, включая трамплины, весят около 12 000 тонн.

Для того, чтобы катапульта (состоит из двух цилиндров, внутренний диаметр которых равен 500 мм, а длина около 90 метров) смогла разогнать в течение нескольких секунд самолет до взлетной скорости 250-280 км/час, требовалось накопить большое количество пара, а потом мгновенно направить его по трубопроводам по определенному закону «возрастания» под поршни катапульты. В те годы такого ещё никто не делал. Для решения этой и других подобных конструкторских задач были использованы многие новаторские и уникальные идеи и изобретения.

Уникальность НИТКИ еще и в том, что полигон строился с учетом разных перспективных проектов советских авианосцев. На одних самолеты должны были выстреливаться в небо, как рогаткой, паровой катапультой. На других они взмывали в воздух с трамплина.

«НИТКА» считалось и считается самым большим наземным полигоном в м в мире. Обслуживанием комплекса и поддержанием его в рабочем состоянии занимаются около 1000 военных специалистов.

Власти Советского Союза планировали, что на нем будут оттачивать свои навыки летчики и инженеры, которые будут служить на авианосцах. Так, в июле 1982 года на комплексе начались первые испытания прототипов палубных Су-27 и Миг-29.

«НИТКА» успешно функционировала вплоть до распада СССР, за которым последовало множество проблем.

0289ea4a9b4ea0723a1edf7b2fe9a929.jpg

Мнение Украины – «НИТКА» бесполезный, но ценный артефакт советского ВПК.

В наследство от СССР Украине достался ряд уникальных военных объектов, которые украинским Вооруженным силам оказались просто не нужны. Конечно в число наиболее интересных «артефактов» советского ВПК попал и полигон «НИТКА».

Первые годы оставшийся на территории обретшей независимость Украины полигон простаивал: не было ни самолетов, ни летчиков, которые могли бы них тренироваться. А самое главное — не было и авианосца, посадку на который можно было бы отрабатывать.

В свете этого Россия в 1994 году договорилась с Украиной об использовании комплекса и начала его активно использовать для обучения личного состава Черноморского флота ВМФ России.

В 2007 году был подписан новый договор, согласно которому украинская сторона должна поддерживать комплекс в исправном состоянии, в то время как Россия обязуется поставлять ей документацию, запасные части, агрегаты и комплектующие изделия к самолетам типа «СУ». Если переводить это в денежный эквивалент, то данная сумма равнялась $700 тыс ежегодно.

Так продолжалось вплоть до сентября 2008 года, когда после грузинской агрессии в отношении Южной Осетии и Абхазии власти Украины отказали российским военным в использовании комплекса, несмотря на то что Россия оплатила аренду на несколько лет вперед.

После победы на президентских выборах на Украине Виктора Януковича позиция Киева изменилась и с 2010 года полеты возобновились. Тем не менее уже в 2012 году украинская сторона потребовала пересмотра старых договоров: отныне стоимость использования НИТКИ для России составляла $2 млн. Это произошло после того, как российская сторона решила обучать экипажи не только «СУ», но и самолетов других типов.

Из-за этого Россия была вынуждена отказаться от дальнейшего использования тренажера палубной авиации.

b6fa7f73f4424f8a9e95e7a9f07ddd2d.jpg

Украина пыталась договориться, чтобы комплекс использовали китайские или индийские военные, однако консенсуса по деньгам сторонам достичь не удалось.

Успокоили украинские власти «американские товарищи»: «Вот войдете в НАТО и доллары за эксплуатацию НИТКИ к Вам рекой побегут».

Не тут-то было… После присоединения Крыма к России 21 марта 2014 года, Главный штаб ВМФ России сделал официальное заявление, согласно которому полигон «НИТКА» ожидает глубокая модернизация. В этот же день в 16:00 над полигоном был поднят флаг Российской Федерации.

Заключение

«Годы, проведенные под юрисдикцией украинского военного ведомства, стали самыми проблемными для состояния объекта. Фактически за это время выжимали все, не вкладывая каких-либо средств для поддержания его в должном состоянии», — цитирует «Интерфакс» представителя Главного штаба ВМФ.

Конечно и в 2014 году «НИТКА» можно было использовать в штатном режиме для тренировки летчиков. Однако столько лет прошло и его нужно было проверить, довести до состояния чтобы оборудование работало безотказно. А для необходимо было сделать технический регламент и довольно большой.

И наконец он завершен! На прошлой неделе с аэродрома морской авиации Северного флота Североморск-3 на аэродром Саки были перебазированы 3 учебно-боевых самолёта Су-25УТГ и 3 палубных истребителя Су-33, которые будут задействованы в тренировочных полётах. Также в Крым прилетели 70 военнослужащих лётного и технического состава корабельного истребительного авиаполка Северного флота.

18e5937d088a157549806f637ace1eb2.jpg

В их числе пять молодых лётчиков, не имеющих опыта взлёта-посадки на палубу авианосца – информируют прессу представители морской авиации.

Вот им то и нужна «НИТКА» в Крыму.

Борис Скупов

Комментарии