«Строительный Эксперт» проводит серию публикаций, в которую войдут отдельные мысли ведущих российских архитекторов, прозвучавшие в лекционной части курса «Авторские практики». Лекция Олега Шапиро и Дмитрия Ликина проходила в марте 2017 года в лекционном зале СМА.
Олег Шапиро и Дмитрий Ликин, архитекторы, партнеры архитектурного бюро WOWHAUS.
Начало деятельности
Изначально мы относились к нашему совместному проектированию как к исключительно творческому процессу. Но постепенно проектные задачи, которые мы решали, претерпевали изменения, усложнялись. Коллектив бюро разрастался, и в результате однажды пришло понимание того, что мы уже не столько занимаемся придумыванием и проектированием, сколько заседаем на совещаниях, «бодаемся» со смежниками и заказчиками и т.д. Но, тем не менее, пути назад уже нет…
Специализация бюро
Часто приходится слышать вопрос о границах возможного в архитектурной деятельности. Мы считаем, что архитектура – это не узко специализированное, а универсальное занятие и в нашем представлении пределы архитектурной профессии сегодня значительно расширились. Мы постоянно расширяем сферу собственной проектной компетенции. Наверное, поэтому спектр нашей творческой активности довольно разнообразен. Мы занимаемся проектированием городской среды и общественных пространств самой разной типологии; стратегическим планированием развития территорий с приданием им новых функций; всевозможными объектами культуры – как проектированием новых, так и приспособлением существующих зданий к использованию в современных условиях и т.д.
Территориальный охват проектной деятельности
Географию деятельности нашего бюро можно описать так: мы хотим проектировать везде, но из этого пока мало что получается. За пределами Москвы потребность в том типе проектирования, которым занимаемся мы, более чем остра, но к сожалению, сложно и с бюджетами, и с осознанием заказчиками того, что вложения в культуру и в городскую среду – это важно. В Москве, казалось бы, уже построено и благоустроено все что только возможно, однако все равно каждый день открываются новые возможности для развития.
Особенность архитектурной профессии состоит в том, что приходится не только проектировать, но еще и понимать: то, что спроектировано, должно быть построено, а возможности для реализации качественной архитектуры и некоммерческих проектов за пределами столицы крайне ограничены. Исключение составляют те объекты, которые проектируются и строятся за деньги из федерального бюджета. Нам повезло спроектировать для Калуги Инновационный культурный центр, строительство которого финансировалось Министерством культуры РФ и только что закончено. Для Калуги это большое событие, но проекты такого рода единичны. Другими словами, в России нужны особые обстоятельства для того, чтобы создавать серьезную архитектуру за пределами Москвы.
Взаимодействие с заказчиком
Когда к нам в бюро приходит очередной заказчик и говорит: «Я хочу…», мы начинаем со всех сторон изучать то место, которое нам предстоит переосмыслить. Мы собираем максимум самых разных сведений об участке, от городских легенд до криминальной статистики, поскольку процесс выявления уникальных особенностей места или объекта и есть предпосылка для развития проекта. Однако бывает и так, что никаких особенностей нет, и тогда приходится их придумывать и создавать. Если удается найти нечто там, где его, казалось, не должно быть, сделать из этого открытия событие, тогда проект может состояться.
Жизнь внутри бюро
Бизнес в архитектуре строится так: почти всякий архитектор рано или поздно начинает самостоятельно заниматься проектированием. Многие архитекторы, наши помощники, с кем мы когда-то начинали работать, давно открыли собственные мастерские, что на наш взгляд совершенно естественно. Следовательно, персонал мастерской постоянно обновляется.
В современной архитектуре приходится решать множество разноплановых задач, к чему привлекается большое количество сотрудников. В нашей компании работает более 60 человек, поэтому мы разделили коллектив мастерской на несколько групп. Каждая специализируется на чем-то своем, например, на концептуальном проектировании территорий, на архитектурном проектировании зданий, объектов культуры. Бывают ситуации, когда из-за большого объема проектных работ по одному объекту мы формируем временное усиленное подразделение. В любом случае наш коллектив – это живой и очень подвижный организм.
Вообще, количественный состав проектной фирмы может быть самым различным. Большое счастье, когда в бюро работают 6–10 человек, и силами этих людей можно выполнять пусть небольшие, но качественно проработанные проекты. Если численность персонала приближается или превышает 100 человек, то это уже целая проектная «фабрика», которой, во-первых, надо как-то управлять, а во-вторых – людям необходимо ежемесячно выплачивать зарплату…
Интернатура и интерны
В структуре нашего бюро действует интернатура. По нашему мнению, бессмысленно думать, что вчерашний выпускник архитектурного вуза, пришедший работать в проектную компанию, является полноценным архитектором, готовым к самостоятельной профессиональной деятельности. Учеба в институте и практическая архитектура – совершенно не одно и то же. Наших интернов еще только предстоит научить мыслить профессиональными категориями, собирать информацию, понимать ценности архитектурной деятельности. Кроме того, они должны обладать широким кругозором – и не только профессиональным.
Оказавшись во «взрослом» коллективе, молодые люди понимают, что быть архитектором – очень трудно, и далеко не все выдерживают испытание профессией.
Мы же, в свою очередь, поняли другое: тех, кто к нам приходит сразу после вуза, можно разделить на две категории. Одни способны придумывать что-то очень интересное, но дальше – «тормозят». Иные, наоборот, реализуют свои амбиции, занимаясь рабочим проектированием. Соединить в одной работе способности тех и других – задача непростая, но для нас ее решение – обязательное дело. Сейчас мы придумываем такой способ построения интернатуры, когда интерны с одной стороны участвуют в реальном проектном процессе бюро, с другой – занимаются проектами, специально придуманными для них.
Умение общаться
Архитектурное проектирование и все, что с этим связано, – процесс довольно протяженный. Даже заключение договора – процедура достаточно длительная, требующая прямого плотного общения с потенциальным заказчиком. Вообще, известны две самые «говорящие» профессии: юрист и архитектор. Нам в своей архитектурной деятельности постоянно приходится много говорить: обсуждая что-то между собой, с коллегами-архитекторами, инженерами-конструкторами, заказчиками, подрядчиками, экспертами из других областей и т.д. Поверьте, это нелегко, но без умения общаться и убеждать, заниматься проектной практикой невозможно. Архитектура и коммуникация – это тесно взаимосвязанные вещи, и хорошая архитектура общественных пространств способствует коммуникации людей. Это вообще та тема, которая для нас очень важна и которой мы посвятили много наших лекций и несколько выставочных проектов. В частности, потому что всем нам приходится много говорить, и для того чтобы процесс коммуникации был наиболее эффективен, работая над интерьером нашего бюро, мы очень много внимания уделяли организации переговорных зон.
Что такое «авторская» архитектура?
Авторская архитектура – это не бесконечное повторение одного и того же. Архитектура, претендующая на статус авторской, предполагает наличие некоего уникального, художественного начала. Вот коммерческий художник должен предлагать рынку большие серии работ, в которых все время воспроизводится нечто, однажды найденное автором. Архитектура – это другое, она не предполагает постоянного создания больших серий домов – на это у архитектора просто не хватит жизни.
Отношение к господствующим в мире архитектурным тенденциям
Полезно внимательно следить за тем, что сегодня происходит в мировой архитектуре. Вопрос лишь в том, как к этим событиям относиться. Нет смысла стремиться повторять в своей деятельности «модные» пластические приемы, которые можно увидеть в архитектурных публикациях. Как правило, от задумки до реализации архитектурного проекта проходит несколько лет, и есть риск сразу же оказаться старомодным. Будет гораздо полезнее стремиться понимать, что движет мыслью архитекторов, которые проектируют сегодня то, что будет построено в ближайшем будущем, анализировать их идеи, пытаться усвоить, что стоит за тем или иным принятым решением.
Значение междисциплинарного подхода к архитектуре
Большое внимание приходится уделять «масштабированию» нашей архитектурной деятельности. Есть осознанная необходимость делегировать определенную часть собственных полномочий другим профессионалам – маркетологам, социологам, экологам и др. Это неизбежно, поскольку убежденность архитектора в том, что он один может делать все, неизбежно приведет его к дилетантству. Мы всегда вовлекаем в нашу работу представителей других профессий,однако спокойно относимся к шумихе вокруг «новаторской» идеи междисциплинарного проектирования.
Конечно, проектируя парк, мы приглашаем к участию в работе экономиста и социолога. Так и 40 лет тому назад архитектор, которому необходимо было оборудовать проектируемый дом системой водоснабжения, канализацией, приглашал к сотрудничеству инженеров соответствующего профиля и вряд ли мог без них обойтись. В этом смысле междисциплинарный подход к архитектурному проектированию – вечен.
Но на самом деле все гораздо сложнее. Предположим, что некий ботаник рассматривает стебель растения, с отходящими от него листьями или отростками. В какой-то период времени этому ученому приходит в голову мысль сравнить структуру растения с предложением, состоящим из нескольких слов. Получается, что он увидел аналогию и связь между биологическими и лингвистическими законами, и может вывести из этого новые соотношения структур, закономерности их взаиморасположения и взаимодействия в разных научных дисциплинах. Это и есть междисциплинарный подход к любой деятельности. Конечно, архитектура – это не фундаментальная наука, но и она требует междисциплинарного подхода. Особенно, если целостно видеть весь комплекс сложнейших задач, которые ставит перед архитектором современность.
Портфолио: http://wowhaus.ru/about/bureau.html
Комментарии (0)