Ирина Александровна Маркина, председатель Правления НП «Наследие без границ», академик Академии архитектурного наследия, председатель Совета по наследию САР
В советский период исследования историко-природных ландшафтов, градостроительной структуры исторических городов, их архитектурной части были направлены на создание определенной системы знаний о градостроительстве. Это было необходимо для того, чтобы противостоять наступлению стройкомплекса на исторические ландшафты и панорамы, не допустить и лишения людей экологически благоприятной среды.
Сегодня все иначе и последствия этих негативных явлений очевидны. Пример – усадьба «Царицыно», которая еще 50 лет тому назад относилась к Подмосковью. Сейчас этот объект находится в границах Москвы в окружении многоэтажной застройки. О каком историческом ландшафте в данном случае можно говорить?
Московская область пока все еще сохраняет традиционный облик русской провинции конца XIX – начала XX вв. Но рубежи этих заповедных территорий чаще всего отстоят от Москвы более чем на 70–80 км и находятся только в определенных коридорах и направлениях. Почему так происходит?
Разработка проектов охранных зон занимает не менее года. К этому нужно прибавить время, необходимое на последующие многочисленные согласования. Результат: разработчики просто не успевают за стройкомплексом. В итоге участки современной застройки возникают в Подмосковье без всяких ограничений.
Следует отметить, что в 1970–1980 гг. была сформирована система расселения по всей территории страны на основе экономической схемы развития регионов. Да, эта структура была ориентирована на социалистическое хозяйство, но она существовала и действовала. Города в то время развивались по определенному плану, можно было представить, как они будут выглядеть через 20 лет. На сегодняшний день вообще никой системы расселения в России нет и ситуация с развитием территорий просто непредсказуема. Нет государственных институций, которые бы взвалили на себя эту работу. Те авторские коллективы, которые в наши дни занимаются градостроительной деятельностью, делают это, по сути, на общественных началах.
Почему так важна система расселения? Стройкомплекс наступает на исторические и природные территории отнюдь не случайно. Подмосковье и Москва наполняются людьми стихийно. Эти люди нуждаются в жилье и вкладывают свои деньги в его строительство. Сегодня многие специалисты справедливо говорят о том, что в наше время почти вся Россия переехала в Москву и Московскую область. Причина – особые экономические условия, в которых существует Московский регион. Как при этом сохранить природные и культурные ландшафты Подмосковья? Каковы последствия этого явления? Они известны: через 20–30 лет люди сами начнут оставлять эти, некогда казавшиеся им благоприятными, территории. Пример – строительный бум в Нью-Йорке и Чикаго. Уже в то время урбанисты предвидели результаты стихийного развития этих городов – неизбежный исход населения из мегаполисов, массовое бегство горожан в «малоэтажную Америку».
Современные правозащитники считают, что существующие зоны охраны и действующий Градостроительный регламент – самое страшное зло. Но эти зоны необходимо создавать в соответствии со всеми ныне действующими регламентами. Возможно, позже их границы придется скорректировать, но сегодня они жизненно нужны.
Комментарии (0)