Есть ли шанс у современной России исправить историческую судьбу южной Пальмиры?
«Говорить и мыслить на русском языке, гордиться российским национальным сознанием и российской веротерпимостью – так же естественно для одесситов, как дышать морским воздухом».
Леонид Утесов. Из афоризмов великого певца
Помните, как в «Золотом телёнке» «пикейные жилеты» обсуждали перспективу возвращения городу Черноморску, чьим литературным прообразом была Одесса, статуса «вольного города», «порто-франко»?
Разговоры о введении режима порто-франко в Одессе — одна из вечных тем, о коей спорят в этом прекрасном городе на протяжении долгих 34 лет украинской незалежности.
Причем, не только «пикейные жилеты», блистательно описанные Ильфом и Петровым, но и вполне респектабельные господа, обремененные учеными степенями и солидными состояниями, а не старческим маразмом дряхлых отставных маклеров былых времен.
И всякий раз разумные экономические доводы и практические предложения одесситов, которые поспособствовали бы оздоровлению экономики черноморского региона и украинского государства натыкаются на упрямое сопротивление дремучего и воинствующего местечкового национализма правящих в стране галицийских элит.
В самом названии «свободная экономическая зона» национально-озабоченные и колониально-зависимые проамериканские деятели видят происки проклятых москалей и оценивают данные инициативы как жуткую крамолу «сепаратизма» коварных одесситов.
Жуткий призрак дублирования самоопределения автономного Крыма парализует мышление вождей незалежной и вдобавок мобилизует на кровавые преступления против граждан Одессы (трагедия в Доме профсоюзов на Куликовом поле).
В настоящее время сама идеология существования унитарного украинского государства терпит крах. Оказалось, что основная идиома внешний и внутренней политики милитаристского и нацистского государства: «заграница нам поможет» не имеет ни нравственной, ни политической, ни финансовой поддержки. Вторично избранный президентом США Дональд Трамп не намерен далее строить экономику Украины за счёт американского налогоплательщика.
В связи с этим Одесса, не обращая внимание на истерику Киева, пытается реанимировать проект свободной экономический зоны «Одесса – вольный город».
Посланцы южной Пальмиры уже отметились в Турции и Румынии. Британские и французские эмиссары днюют и ночуют в Одессе. Председатель правительства Великобритании Кир Стармер отправился в Вашингтон с покаянием в былых грехах и собирается представить Трампу на утверждение план создания военно-морской базы в Одессе.
Особо надо отметить маленькую, но характерную деталь. Главный раввин России Бен Лазар породнился с раввином Израиля, выдав свою дочь замуж за его сына, основное занятие которого «раввин Одессы». Не может быть, чтобы сразу трём иудейским раввинам изменило благоразумие и еврейский прагматизм.
Попробуем разобраться в перспективности «золотой одесской мечты», предварительно отстранившись от патриотизма местного «одесского розлива» и всеукраинского воинствующего национализма, опираясь лишь на исторические факты и реалии наших дней, а не на благие мечтания и параноидальные фобии.
Ретроспектива исторического ландшафта северного Причерноморья
С древнейших времен северное побережье Черного моря было местом бойкой торговли. Сначала колонии древних греков вывозили отсюда скифскую пшеницу морем на юг, в XII веке их сменили итальянцы, основавшие на месте Ольвии и Тиры – будущую Феодосию и Азов. Из равнинных плодородных степей к северочерноморским гаваням стекалась пшеница, а торговля — основа экономики — обеспечивала политическую стабильность этого края.
Россия через многочисленные войны с Крымским ханством, Речью Посполитую и Османской империей освоила бесхозные земли нынешней левобережной Украины, а затем наконец добралась до Черного моря.
Авантюрный испанец на Российской службе вице-адмирал Иосиф де Рибас обратил внимание всемогущего царского фаворита князя Потемкина-Таврического на заштатную турецкую крепость Гаджи-бей, с многочисленными достоинствами географического расположения.
Хаджибейский лиман глубок, судоходен круглый год. Город весьма сподручно строить из местного камня — понтийского черепашника, или, как говорят в Одессе, ракушняка. В толщах этого известняка можно было легко строить колодцы для обеспечения пресной водой.
Сам город планировалось создать на возвышении, а внизу, у верфей, оставалось еще много места для складов зерна и прочего товара. Идеальное место морского торгового порта.
Матушка-императрица Екатерина Великая ободрила инициативу любезного друга Гришеньки, а намного загодя до овладения фортецией утвердила её генеральный план и высочайше повелела именовать новый город Одессой.
Российский город с еврейской судьбой
Если в 1794 году в одесский порт зашло всего 5 кораблей, то на следующий год их было уже 39, а через два года 86. А с 1802 года экспорт из Одессы уже превышал импорт европейских товаров и основным экспортным товарам была российская пшеница.
Рост объемов продаж продовольственного зерна, семян льна и деловой древесины с каждым годов возрастал многократно.
Однако крестьяне не могли выращивать свой хлеб и одновременно продавать его заморским купцам. Нужны были посредники, которые связали бы Запад и производителя пшеницы. Посредничать в торговле в те времена было дело рисковое: заморские купцы делали предоплату зерна только в размере половины контракта.
Так и родился миф о российском городе с еврейской судьбой. Действительно, на роль перекупщиков очень подходили черноморские евреи. Среди них было много образованных опытных торговцев, имеющих общинные связи с единоверцами по всей Украине. В 1844 году треть одесского купечества были иудеями.
Пшеница кормила не только малороссийское крестьянство, но и все население города Одессы. За счет этого посредничества город отстраивался, расширялся на вилке торговых барышей. У царского правительства хватило ума лишь надзирательно участвовать в городском развитии Одессы, оно отстраненно не вмешивалось, но и не мешало развитию градостроительства.
В Одессе не действовало крепостное право. Бежавшие из дальних губерний крестьяне получали в Одессе права вольных жителей. Рядом с городом возникали колонии иностранцев – французов, греков, итальянцев, болгар, турок, арнаутов и немцев. В Одессе находили себе место все – независимо от национальностей и вероисповедания.
Бытует мнение, что Одесса того времени была больше иностранным городом, чем русским. В определенной степени, это, действительно, было так. Однако, греческие и арнаутские поселенцы, колонисты – немцы, швейцарцы, французы, итальянцы не доминировали в городе. И в то же время, они принесли с собой заметную часть европейской культуры. Здесь гармонично сочетались нравы многих народов.
Большая часть населения оставалась русской – чиновничество, купцы, простые работники. Градоначальник И. Дерибас свои приказы издавал исключительно на русском языке.
Вот как писал в своей книге Александр Дерибас (потомок основателя города) об этом одесском времени: «Между всеми народностями, населявшими тогда Одессу, царила такая искренняя веротерпимость и такое человеческое понимание друг друга, что все чувствовали себя в новом городе, как у себя на родине».
И далее: «Уместно будет сказать, что в Одессе русский язык был таким же общеевропейским языком, как французский. Чтобы понять друг друга надо говорить по-русски. Грек не мог бы понять француза, как итальянец не мог бы понять немца, если бы каждый из них не научился говорить по-русски».
Не в этом ли человеческом взаимопонимании кроется секрет бурного расцвета города?
В результате Одессу наводнили переселенцы из Новороссии, население росло, и в XIX веке Одесса стала самым быстро развивающимся городом Империи. И нигде в мире не было таких хлебопроизводящих территорий, расположенных так близко от морских путей и западных потребителей. Уже В 1846 году российские (читай еврейские) хлеботорговцы отгрузила в трюмы кораблей 2 миллиона четвертей пшеницы, получив тем самым 15 миллионов прибыли.
Южное Причерноморье стало «европейской Австралией». Например, перед Крымской войной половина потребляемой Англией пшеницы была русской. А были еще и другие страны Европы и Балканского региона.
В 1891 году 93% степей Тавриды были засеяны пшеницей. Это был апофеоз расцвета города Одессы. На российской пшенице и трудах оборотистых еврейских гешефтмахерах имперская Россия зарабатывала твердую валюту.
Золотая мечта пикейных жилетов о вольном городе Одесса
Стремительное развитие конкуренции на мировом рынке зерна в начале 20 века потребовало от одесских хлеботорговцев обратить высочайшее внимание на таможенную протекцию метрополии.
Прибывший в Одессу с инспекцией товарищ министра финансов П. Белявский докладывает Государю: «…ни один город в империи не получает такие доходы как Одесса. Вместе с тем налогов в царскую казну платить меньше всех!» Император Александр III и так не питавший симпатий к еврейской финансовой элите был просто возмущен.
Начинается политика выкачивания денег из города. В ответ зарождается новое движение — мечта о выделении в статус свободной экономической зоны, как бы сейчас сказали, а тогда говорили «порто франко» или «вольный город».
К концу 19 века Одесса становится столицей Новороссийского края, далеко опередив по населению и своей хозяйственно-политической значимости Киев, а по культурной жизни сравнявшись с самим Санкт-Петербургом.
Сей рассказ об Одессе, конечно, выглядит однобоким, ибо автор сознательно устранился от описания различных сторон её жизни. Не всегда и не для всех жизнь в Одессе была беззаботна и безоблачна.
Несколько раз по Одессе прокатывалось большое бедствие – чума: в 1812, 1829, 1837 и 1910 годы. Хуже чумы были войны и революции. Они открыли двери для нескольких потоков эмиграции из города. Лицо города, которое олицетворяли его жители, менялось.
Второй благоприятный период развития города связан с советским послевоенным временем
К советской Одессе автор испытывает самые теплые чувства, ибо здесь, по выражению К. Паустовского, живут жизнерадостные люди «без памяти влюбленные в свое Чёрное море, в сухое солнце, портовую жизнь, в «Одессу-маму», в абрикосы и кавуны, в пёстрое кипение береговой жизни».
А еще, для меня Одесса – это безмятежный офицерский отпуск, море, кафе «Алые паруса» и крем-брюле на Дерибасовской, брынза «с Привоза» и «шмотки с толкучки», малосольная сардель (хамса) и платанка из скумбрии под искристое Алиготэ или домашнее Кабернэ. Однако не только этим славилась «Жемчужина у моря» советского образа.
Звания Город-Герой Одесса удостоилась в числе первых пяти городов за героическую оборону в течение 74 дней, когда основной фронт отступил далеко назад. Этим званием город обязан тем отчаянным ребятам из морской пехоты и Приморской армии которые, отважно защищали город, обильно полив кровью причерноморские степи.
Одесса послевоенная, прежде всего, город-порт, это южные ворота советской страны в большой мир. Накануне распада Советского Союза Черноморское морское пароходство было одним из крупнейших в мире. В его составе находилось около 300 судов различного класса, в том числе более двух десятков пассажирских, обслуживающих 14 океанских и 20 внутренних линий.
Одесса была главной базой одной из первых советских китобойных флотилий «Слава», затем «Советская Украина», промышлявших в Антарктиде с 1946 по 1987 годы (наряду с другими зарубежными флотилиями). Для Одессы, да и для всей страны, «Слава» была мощным экономическим предприятием.
Обеспечивающая инфраструктура города соответствовала задачам XX века. Здесь располагались: крупнейший железнодорожный узел, судоремонтный завод, элеваторы, хлебная гавань, сахарный завод, нефтяной терминал, крекинг – завод, джутовая фабрика и т.п.
Город был крупнейшим промышленным центром, и в то же время, признанным курортом страны. Одесса славилась жемчужными песчаными пляжами Лузановки и Каролино-Бугаза, цветущими каштанами и белой акацией, лечебными водами и грязью «Куяльник», глазной клиникой им. Филатова.
Одесский театр оперы и балета знаменит не только своей венской архитектурой, но и своими балетными традициями. Через одесскую филармонию и одесские концертные площадки прошли многие известные в стране и мире артисты. Кроме оперного, популярными были украинский и русский драматические театры.
Одесская киностудия привлекала многих известных режиссеров. Здесь ставились фильмы, не всегда проходимые на центральных киностудиях. Именно в Одессе Владимир Высоцкий впервые снялся в кино («Высота»), здесь он играл и в своем последнем фильме – «Место встречи изменить нельзя».
Что касается одесского театра музыкальной комедии, то по уровню актерского ансамбля во главе с общим любимцем публики Михаилом Водяным он мог составить конкуренцию лучшим столичным театрам.
В конце пятидесятых годов на эстраде городского сада начинали выступать молодые и пока неизвестные Р. Карцев и В. Ильченко.
Одесса славилась многими ВУЗами: Одесским университетом (входил в тройку лучших в стране), Институтом инженеров морского флота, Высшим мореходным училищем, Энергетическим, Медицинским, Политехническим и Сельскохозяйственным институтами.
Одесский регион – самая дорогая халява Украине от Российской империи и Советского Союза
Одесская область – самый большой регион Украины, его площадь – 33,3 тыс. квадратных километров. По европейским меркам она огромна. Например, территория таких государства как Бельгия, Эстония и Швейцария – в два раза меньше.
Сама городская территория Одессы относительно небольшая, ибо её площадь всего на всего 162 квадратных километра. Это как наша Тула или Брянск.
Добавьте к этому шикарный чернозём на 3 миллионах га сельхозземель, широченные пастбища и получите крупнейшего производителя шерсти, соли и винограда в Восточной Европе. Зерном, мясом и другими продуктами питания в отличии от Волыни и Галичины, Одесская область обеспечивает себя сама.
Одесская область – это почти 200 рек, которые имеют длину более 10 километров каждая.
Карта рек Одесской области
Самые крупные из них: Дунай, Днестр, Кодыма, Савранка, Кагул, Алибей и много-много других. По ним можно активно перемещаться и переправлять товары с побережья на восток, север и запад Евразии.
Советский Союз продолжил дело Российской Империи и создал на территории Одесской области более 600 крупных и средних заводов.
Среди них – самый большой после Днепропетровской области металлургический комплекс, в который входят: Металлопром, Шабское, Стальканат, Таламус, Арсенал и ещё десятки очень солидных предприятий. Его продукцией снабжали Германию, Польшу, Словакию, Казахстан, Турцию, Азербайджан и Францию.
Здесь же расположен сильный химический кластер, в составе: Южтехгаз, Припортовый завод, Пласт, Олимп, Одесский припортовый завод и многие другие. Производили минеральные удобрения, химические реактивы, пластмассу, огромное количество лакокрасочной продукции и далее по списку.
Российская Империя и Советский Союз построили просто грандиозный транспортный узел (по-современному – хаб) в Одесской области.
Ниже карта портов Украины, которые переваливают не менее 85 миллионов тонн грузов в год. Почти всё сосредоточено в Одесской и Николаевской областях. Именно там «морской золотой запас» Украины.
Самой крупной группой по масштабам, являются порты Большой Одессы – Одесса, Южный и Ильичевск, дающие в совокупности около 54% всего грузооборота государственных морских портов. Это, по сути, один сплошной узел, на пересечении трех международных транспортных коридоров, соединяющих Северную Европу с Черным морем и Азией.
Чуть восточнее Одессы, порты Днепро-Бугского региона, куда входят порты Николаев, Октябрьск, Скадовск (около 13% всех грузов), специализирующиеся на поставках зерновых, металла и автомобилей.
То есть в Одессе и чуть восточнее, сосредоточено более половины высококлассных портовых мощностей, которые достались ей от Советского Союза. Они оставляют огромные возможности Украине на Чёрном море.
Поскольку Одесская область – это транспортный узел, то там продолжает функционировать мощная система автомобильных и железных дорог. Приведём всего несколько цифр.
В области сосредоточена четвёртая часть всех железных дорог Украины, длиной более 5 тысяч километров. К ним подходит 1100 дополнительных подъездных путей прямо от промышленных предприятий, морских и речных портов. То есть, не перегружая вагоны, можно отправлять их в любом направлении – на север, запад или восток Евразии.
И ещё одно, в границах области, более 100 железнодорожных станций, а автомобильные дороги позволяют переправлять в любом направлении Евразии сотни миллионов тонн грузов. По мощностям, это как самые дорогие участки, например, Китайского торгового коридора «Один пояс – один путь».
Вот такое наследство после Российской Империи и Советского Союза осталось у Одессы, пока нацистский режим Киева в самом уродливом виде не приступил к всеобщей украинизации молодого государства Восточной Европы.
Современная Одесса – полигон оголтелого украинского этноцида
Одесса, органически не принявшая «украинизацию», стала полигоном самых жестоких репрессий против мирного населения в 2014-м и речь идет далеко не только об Одесской Хатыни образца 2 мая 2014. Город стал жертвой целенаправленной политики заселения «национально надежными» кадрами из западных и центральных областей.
Абсолютно бесспорно, что Одесса в нынешнем глобальном сюжете принципиально важна не сколько для самой Украины, сколь для НАТО и Евросоюза.
Во-первых, это крупнейший незамерзающий порт со всей инфраструктурой, включая терминалы. Во-вторых, это регион с огромным экономическим и военно-стратегическим потенциалом. И наконец — по историческим причинам полиэтичности Одессы и Одесского региона – один из опорных пунктов российского влияния на Черном море и в прилежащих регионах. Ничего странного в том, что на Одессу командование НАТО имеет особые виды как на готовую военно-морскую базу.
Даже дилетанту от диванной политики понятно: ни полная демилитаризация «Украины», ни тем более ее полная денацификация без установления контроля над Одессой невозможны.
По сути, потеряв Одессу, нынешний режим теряет практически все, а вполне возможная будущая «мононациональная Украина» в составе 5−6 западных областей становится затхлым континентальным государством, не имеющим никого стратегического и экономического значения.
В Киеве, Вашингтоне и Лондоне это прекрасно понимают и к этому их принуждает оперативная обстановка на ЛБС, ибо передовые российские части стоят в 58 километрах от южной Пальмиры.
Поэтому именно в Одессу сейчас идут отборные подкрепления из Западного округа, самая эффективная военная техника, а «губернатором» назначен «варяг» Марченко, клеймёный нацист, сделавший карьеру в пресловутом «Айдаре». Ему отдан приказ «стоять насмерть», в крайнем случае, сровняв город с землей и уничтожив как можно больше мирного населения.
С другой стороны, необходимость освобождения Одессы от нацистов с любой стороны геостратегии, экономики, культуры, а если угодно, даже и морали — настолько очевидна, что трудно представляю себе, каким образом именно сейчас, когда руководство России, наконец, сделало окончательный цивилизационный выбор, от освобождения города можно будет отказаться.
А значит, повторение событий апреля-мая 2014 года, на мой взгляд, в высшей степени вероятно, — и будем надеяться, судьба к одесситам будет более благосклонна, чем к харьковчанам и мариупольцам. А сама Одесса, как инородное тело в нацифицированой Украине должно быть отторгнуто.
А что касается возможных организационных вариантов, то их усматривается всего три:
- Южная Пальмира – столица Одесской республики, как в 1918-м, году.
- Одесский регион – субъект Федеративной Украины, обустроенной по образцу Испании как совокупность регионов с широчайшей внутренней автономией.
- Одесса – вольный город, одесский регион – свободная экономическая зона, (как когда-то Данциг, Гонгонг или Западный Берлин), — об это рассуждать рано.
В конце концов, после того, как постсоветская Россия добровольно от Одессы отказалась, такой ценный приз достанется сильнейшему.
Промежуточный вывод
Ликвидация рисков создания военно-морских баз стран НАТО на Черноморском побережье бывшей УССР, нейтральный статус Украины и Молдавии — безусловный императив для национальной безопасности России, как и уничтожение нацистской идеологии и ее проводников, захвативших в заложники одну из крупнейших и когда-то процветавших республик СССР.
Однако об этом поговорим в других публикациях.
Борис Скупов
Комментарии (0)