Продолжение. Часть первая
В предыдущей части мы поговорили о том, чем конкретно недовольны ключевые подрядчики в работе друг с другом, и к чему это может привести. Исходя из своего опыта, предлагаю готовый план взаимодействия строителей и дизайнеров, который будет полезен всем, в том числе и заказчику. Всего 6 несложных этапов – и нервы, силы, время, деньги сэкономлены.
ЭТАП 1. Проектная разработка
Авраам Линкольн как-то сказал: «Дайте мне 6 часов, чтобы срубить дерево, и первые 4 часа я потрачу на заточку топора». Эта фраза отлично отображает важность проектирования и тщательной подготовки перед началом работ. Лично я не люблю однотипные, конвейерные ремонты, но индивидуальные интерьеры требуют дополнительной проработки и подготовки к их материальному воплощению. Не буду описывать, как правильно должны выглядеть проекты и на какие вопросы строителей «отвечать», это отдельная тема. Опишу лишь процесс и важные контрольные точки, рекомендованные к соблюдению для достойного результата.
Разработка планировки и дизайна
Дизайнеры не могут знать всех строительных, монтажных технологий, их возможностей, да и не должны. Призываю лишь к тому, чтобы на этапе согласования планировки помещения вы консультировались с инженерами-строителями по возможностям её воплощения. После получения обратной связи от них, внесите возможные корректировки в планировку и согласуйте всё с заказчиком.
После разработки плана расположения розеток и точек освещения, расположения кондиционеров, сантехнических приборов – запустите в работу необходимые в вашем случае инженерные проекты (электрика, водоснабжение и канализация, проект по вентиляции и кондиционированию), желательно по технологии BIM (трехмерная модель помещения в реальном масштабе).
Проектировочная работа
Проектировщик в первой редакции проекта должен создать 3D-модель вашей планировки, рассчитать необходимую мощность по потребителям, проложить провода, трубы, вент. короба и оборудование таким образом, как они монтируются в реальности, какое пространство для этого необходимо, посчитать объем чернового материала. Всё это даст понять, где и как применить дополнительные архитектурные решения.
Призываю не предлагать строителям «игры» с адаптацией инженерных систем под готовую архитектуру, особенно «по месту». Заканчивается это, как правило, плачевно, и стоит дорого всем. Конечно же, проектировщик должен искать максимально возможные варианты прокладки сетей под нужный дизайн. Здесь всё будет зависеть от гибкости и профессионализма самого проектировщика.
Высший пилотаж – спроектировать на данном этапе мебель и оборудование, подключив к разработке конструкторов-мебельщиков. Товарищи дадут ценные указания по возможной оптимизации и сокращению расходов, укажут нюансы по возможностям материалов и специфике монтажа. Был случай, когда дизайнер задумал глубокие полки. Выглядела идея очень достойно. А когда дело дошло до монтажа, фантазия разбилась о скалы реальности, и пришлось добавить громоздкие опоры, т.к. полка без них не выдержала бы и свой вес.
Итак, дизайн-проект разработан и готов к подписанию. На этом этапе нужно снова передать его проектировщику для окончательной доработки инженерных проектов. Опыт показывает: обязательно что-то поменяется. Дизайн-проект в паре с грамотным инженерным проектом – качественное вложение в будущий ремонт, а не статья расходов, т.к. это виртуальный ремонт, который на бумаге предусмотрел строительные реалии, нужный объем материалов, избавил от множества переделок, простоев и лишних трат. Клиент ощутит все выгоды результата такой работы, а исполнитель в очередной раз подчеркнет профессионализм. Как должен выглядеть инженерно-строительный проект BIM, расскажу совсем скоро, а пока посмотрите 3D модель проекта, которую делаем и советуем мы.
ЭТАП 2. Подготовка к реализации
Подготовка – важнейший этап, которым, к сожалению, пренебрегают в 80% проектов, быстрее-быстрее приступая к «рубке» того самого дерева тупым топором о котором говорил Авраам Линкольн, оправдываясь, что нет 15 минут на «заточку своего топора».
Здесь нужно составить бюджет и сроки, выбрать исполнителей для каждой стадии и, что немаловажно, согласовать все необходимые документы. Бумаги важны, т.к. сегодня многие управляющие компании перед производством работ требуют согласовать в государственных органах перепланировку и инженерные проекты, а это немалая статья расходов, требующая времени.
Основных исполнителей нужно выбрать по:
- Согласованию перепланировки.
- Строительно-отделочным работам.
- Монтажным работам (окна, двери, вентиляция и кондиционирование и т.д.).
- Поставке материалов (черновых и чистовых)
- Поставке и изготовлению мебели (в т.ч. кухня).
Для каждого исполнителя нужно определить свой бюджет, сроки выполнения и сроки поставок
Согласовать следующие документы:
- Проект перепланировки для жилищной инспекции.
- Проект электрики (ЭОМ).
- Проект водоснабжения и канализации (ВК).
- Проект отопления, вентиляции и кондиционированию (ОВиК).
Только после выполнения всех процедур можно приступать к началу работ, т.к. клиент объективно понимает реальные сроки и требуемые от него ресурсы. У нас был случай, когда на этой стадии мы с клиентом снова спустились в проектную стадию, чтобы оптимизировать некоторые решения – бюджет был неподъёмным для заказчика.
А теперь представьте, если бы мы поступили по-другому. Сколько бы проблем в коммуникациях и в работах пришлось решать, вместо планомерного движения по утвержденному графику, с риском вообще заморозить объект! Давайте будем честны с заказчиками: называть реальные сроки и стоимость, не боясь, что клиент уйдет к другим, красиво манящим скрытыми платежами. Сознательный заказчик сам поймёт все плюсы такого подхода. А с другими лучше и не работать.
Выбранный исполнитель по строительным работам должен подготовить:
- График производства работ (с учетом работ сопутствующих подрядных организаций, так как его работа на объекте самая продолжительная и зависит от работ смежных структур)
- График поставки необходимых материалов.
- График финансирования работ.
- Смету на работы.
- Смету на материалы.
- Договор на проведение работ (обязательно включите пункт «Не учтенные работы в смете, но конечный результат которых закреплен в проекте, выполняются за счет строителя»).
Важно зафиксировать, кто возьмёт на себя заботы и расходы по доставке и подъему черновых и чистовых материалов, иначе точно возникнут ненужные споры в этом хлопотном деле.
ЭТАП 3. Проведение строительно-монтажных работ
Теперь, когда мы знаем предстоящие задачи, бюджет и сроки, договорились с рабочими и оформили все документы, можно приступать к воплощению. На этом этапе можно нанять сторонний технический надзор, задача которого – проверять качество выполненных работ и используемых материалов. График посещения им объекта обговаривается индивидуально. От себя рекомендую, чтобы надзор приезжал в середине каждого этапа и в конце, когда этап сдается строителем. ВАЖНО, если технадзор и строители систематически «конфликтуют» - это большой повод сменить того или другого. Технадзор должен быть действительно профессионалом и уметь находить золоту середину. Многие технадзоры в стремлении «отработать свой хлеб» выискивают проблемы на пустом месте и совершенно не владеют методиками общепринятых проверок. Такие необъективные «поиски правды» отнимают дорогое время! КАЖДЫЙ УЧАСТНИК должен стремиться к конечному результату и гармонично взаимодействовать с коллегами.
Двигайтесь строго по этапам, которые строитель указал в своем графике производства работ. Так вы не зайдете в дебри, где всё сделано по кускам и нет завершённости. Это позволит легко ориентироваться в предстоящих задачах, видеть, на какой стадии находится ремонт.
После каждого этапа передавайте заказчику все паспорта качества и гарантийные документы на закупленные материалы, особенно по водоснабжению и электрике. Позаботьтесь о наличии журнала производства работ на объекте – динамика движения и возникающие корректировки обязательно должны вноситься в него дизайнером, строителем и заказчиком.
ЭТАП 4. Снабжение объекта
Благодаря графику поставки материалов, контроль расхода будет лёгким и приятным, а все отклонения – видны сразу, как и виновники этих отклонений, споры исключены. Главное, регулярно отслеживать плановые и фактические затраты. Также очень важно работать над предстоящими поставками в графике, в особенности над чистовыми материалами, плановые сроки поставки которых могут затянуться на месяцы вперед и нередко поставщики их срывают. Заблаговременный выбор и заказ материалов избавит от простоев и недовольств со стороны строителей, что точно отразится на качестве работ.
Передача материалов в работу должна производиться по акту передачи, с указанием состояния, стоимости и количества передаваемых материальных ценностей. Иначе велик риск бесконечных недопониманий и конфликтов, начиная с брака и воровства, до отказа возместить ущерб в случае порчи материала.
ЭТАП 5. Покупка и сборка мебели, оборудования
После завершения чистовых работ наступает момент сборки мебели и оборудования. Если проектом предусмотрена встроенная мебель (на заказ), необходимо, чтобы подрядчик по её изготовлению выполнил перед ее производством финальные замеры в конце черновых работ строителей и выдал им свои рекомендации. Это касается кухонного гарнитура, всевозможных шкафов и т.д.
При покупке готовой мебели, обращайте внимание на её габариты, чтобы размеры совпадали с планом расстановки мебели и оборудования в дизайн-проекте. После установки мебели нужно проверить целостность ремонта, т.к. после неаккуратного монтажа на стенах и напольных покрытиях часто появляются сколы.
В вопросах покупки оборудования также придерживайтесь проекта, обращая особое внимание на потребляемую мощность. Если приобретёте оборудование с большей потребляемой мощностью –велика вероятность сбоев в работе электрической сети, не рассчитанной на такие нагрузки. Это может привести к замыканию и даже пожару!
ЭТАП 6. Подготовка помещения для пользования
С площадки остаётся вывезти мусор, рабочие материалы, и хорошенько убрать помещение. Однако и здесь (!) допускаются серьёзные ошибки, после которых нужно снова возвращаться к ремонтным работам. Чтобы этого не допустить, перед уборкой стоит описать работникам клининга «фронт работ» и провести инструктаж о конструктивных элементах и свойствах материалов. Простыми словами – где можно тряпкой махать, а где не стоит, куда можно нажимать, а куда нельзя. После уборки не должно остаться строительной грязи и пыли, «разводы» тоже исключены.
Решение на поверхности
За годы работы я обнаружил основную проблему, разрушающую весь ремонт. Заключается беда в банальной лени продумать всё в самом начале, прикрываясь фразами «Всего не учтёшь» или «Нет времени, нужно быстрее начинать». Да, время ценно, и детальное планирование его требует. Несколько дней – и поэтапное движение по готовому плану огородит вас от недоразумений, ошибок, сэкономит нервы и несколько других важных ресурсов. День проектирования экономит неделю стройки.
Продуктивное, спокойное взаимодействие между строителями и дизайнерами существует. Конечно же, будут возникать сюрпризы и решать «по месту» придется, но должно это быть в виде исключений, а не как основа для работ. Каждому решать за себя: подрядчик – лентяй, желающий обогатиться на будущих проблемах клиента, или же профессионал, взывающий к разуму и дельным советам. Лично я за второй вариант.
Станислав Гурьянов
Генеральный директор ООО "Сила Ремонта"
Комментарии (0)