Строители VS дизайнеры – вечное противостояние или успешное взаимодействие? Часть 2. План взаимодействия – использовать нельзя игнорировать

Подпишитесь на канал

ПродолжениеЧасть первая

В предыдущей части мы поговорили о том, чем конкретно недовольны ключевые подрядчики в работе друг с другом, и к чему это может привести. Исходя из своего опыта, предлагаю готовый план взаимодействия строителей и дизайнеров, который будет полезен всем, в том числе и заказчику. Всего 6 несложных этапов – и нервы, силы, время, деньги сэкономлены.

1451d880c482ccf5713328f27a03f7b1.jpg

ЭТАП 1. Проектная разработка

Авраам Линкольн как-то сказал: «Дайте мне 6 часов, чтобы срубить дерево, и первые 4 часа я потрачу на заточку топора». Эта фраза отлично отображает важность проектирования и тщательной подготовки перед началом работ. Лично я не люблю однотипные, конвейерные ремонты, но индивидуальные интерьеры требуют дополнительной проработки и подготовки к их материальному воплощению. Не буду описывать, как правильно должны выглядеть проекты и на какие вопросы строителей «отвечать», это отдельная тема. Опишу лишь процесс и важные контрольные точки, рекомендованные к соблюдению для достойного результата.

Разработка планировки и дизайна

Дизайнеры не могут знать всех строительных, монтажных технологий, их возможностей, да и не должны. Призываю лишь к тому, чтобы на этапе согласования планировки помещения вы консультировались с инженерами-строителями по возможностям её воплощения. После получения обратной связи от них, внесите возможные корректировки в планировку и согласуйте всё с заказчиком.

После разработки плана расположения розеток и точек освещения, расположения кондиционеров, сантехнических приборов – запустите в работу необходимые в вашем случае инженерные проекты (электрика, водоснабжение и канализация, проект по вентиляции и кондиционированию), желательно по технологии BIM (трехмерная модель помещения в реальном масштабе).

c64f0fb4add5bc87603202ec0a92188e.jpg

Проектировочная работа

Проектировщик в первой редакции проекта должен создать 3D-модель вашей планировки, рассчитать необходимую мощность по потребителям, проложить провода, трубы, вент. короба и оборудование таким образом, как они монтируются в реальности, какое пространство для этого необходимо, посчитать объем чернового материала. Всё это даст понять, где и как применить дополнительные архитектурные решения.

Призываю не предлагать строителям «игры» с адаптацией инженерных систем под готовую архитектуру, особенно «по месту». Заканчивается это, как правило, плачевно, и стоит дорого всем. Конечно же, проектировщик должен искать максимально возможные варианты прокладки сетей под нужный дизайн. Здесь всё будет зависеть от гибкости и профессионализма самого проектировщика.

Высший пилотаж – спроектировать на данном этапе мебель и оборудование, подключив к разработке конструкторов-мебельщиков. Товарищи дадут ценные указания по возможной оптимизации и сокращению расходов, укажут нюансы по возможностям материалов и специфике монтажа. Был случай, когда дизайнер задумал глубокие полки. Выглядела идея очень достойно. А когда дело дошло до монтажа, фантазия разбилась о скалы реальности, и пришлось добавить громоздкие опоры, т.к. полка без них не выдержала бы и свой вес.

42cdfbe7888f04ae8c2274d1909f2c63.jpg

Итак, дизайн-проект разработан и готов к подписанию. На этом этапе нужно снова передать его проектировщику для окончательной доработки инженерных проектов. Опыт показывает: обязательно что-то поменяется. Дизайн-проект в паре с грамотным инженерным проектом – качественное вложение в будущий ремонт, а не статья расходов, т.к. это виртуальный ремонт, который на бумаге предусмотрел строительные реалии, нужный объем материалов, избавил от множества переделок, простоев и лишних трат. Клиент ощутит все выгоды результата такой работы, а исполнитель в очередной раз подчеркнет профессионализм. Как должен выглядеть инженерно-строительный проект BIM, расскажу совсем скоро, а пока посмотрите 3D модель проекта, которую делаем и советуем мы.

ЭТАП 2. Подготовка к реализации

Подготовка – важнейший этап, которым, к сожалению, пренебрегают в 80% проектов, быстрее-быстрее приступая к «рубке» того самого дерева тупым топором о котором говорил Авраам Линкольн, оправдываясь, что нет 15 минут на «заточку своего топора».

Здесь нужно составить бюджет и сроки, выбрать исполнителей для каждой стадии и, что немаловажно, согласовать все необходимые документы. Бумаги важны, т.к. сегодня многие управляющие компании перед производством работ требуют согласовать в государственных органах перепланировку и инженерные проекты, а это немалая статья расходов, требующая времени.

904184354e508a59b4eafa4346ea6ea8.jpg

Основных исполнителей нужно выбрать по:

  1. Согласованию перепланировки.
  2. Строительно-отделочным работам.
  3. Монтажным работам (окна, двери, вентиляция и кондиционирование и т.д.).
  4. Поставке материалов (черновых и чистовых)
  5. Поставке и изготовлению мебели (в т.ч. кухня).

Для каждого исполнителя нужно определить свой бюджет, сроки выполнения и сроки поставок

Согласовать следующие документы:

  1. Проект перепланировки для жилищной инспекции.
  2. Проект электрики (ЭОМ).
  3. Проект водоснабжения и канализации (ВК).
  4. Проект отопления, вентиляции и кондиционированию (ОВиК).

Только после выполнения всех процедур можно приступать к началу работ, т.к. клиент объективно понимает реальные сроки и требуемые от него ресурсы. У нас был случай, когда на этой стадии мы с клиентом снова спустились в проектную стадию, чтобы оптимизировать некоторые решения – бюджет был неподъёмным для заказчика.

А теперь представьте, если бы мы поступили по-другому. Сколько бы проблем в коммуникациях и в работах пришлось решать, вместо планомерного движения по утвержденному графику, с риском вообще заморозить объект! Давайте будем честны с заказчиками: называть реальные сроки и стоимость, не боясь, что клиент уйдет к другим, красиво манящим скрытыми платежами. Сознательный заказчик сам поймёт все плюсы такого подхода. А с другими лучше и не работать.

27aee0b6edb8f329891d07243f562843.jpg

Выбранный исполнитель по строительным работам должен подготовить:

  1. График производства работ (с учетом работ сопутствующих подрядных организаций, так как его работа на объекте самая продолжительная и зависит от работ смежных структур)
  2. График поставки необходимых материалов.
  3. График финансирования работ.
  4. Смету на работы.
  5. Смету на материалы.
  6. Договор на проведение работ (обязательно включите пункт «Не учтенные работы в смете, но конечный результат которых закреплен в проекте, выполняются за счет строителя»).

Важно зафиксировать, кто возьмёт на себя заботы и расходы по доставке и подъему черновых и чистовых материалов, иначе точно возникнут ненужные споры в этом хлопотном деле.

ЭТАП 3. Проведение строительно-монтажных работ

Теперь, когда мы знаем предстоящие задачи, бюджет и сроки, договорились с рабочими и оформили все документы, можно приступать к воплощению. На этом этапе можно нанять сторонний технический надзор, задача которого – проверять качество выполненных работ и используемых материалов. График посещения им объекта обговаривается индивидуально. От себя рекомендую, чтобы надзор приезжал в середине каждого этапа и в конце, когда этап сдается строителем. ВАЖНО, если технадзор и строители систематически «конфликтуют» - это большой повод сменить того или другого. Технадзор должен быть действительно профессионалом и уметь находить золоту середину. Многие технадзоры в стремлении «отработать свой хлеб» выискивают проблемы на пустом месте и совершенно не владеют методиками общепринятых проверок. Такие необъективные «поиски правды» отнимают дорогое время! КАЖДЫЙ УЧАСТНИК должен стремиться к конечному результату и гармонично взаимодействовать с коллегами.

Двигайтесь строго по этапам, которые строитель указал в своем графике производства работ. Так вы не зайдете в дебри, где всё сделано по кускам и нет завершённости. Это позволит легко ориентироваться в предстоящих задачах, видеть, на какой стадии находится ремонт.

После каждого этапа передавайте заказчику все паспорта качества и гарантийные документы на закупленные материалы, особенно по водоснабжению и электрике. Позаботьтесь о наличии журнала производства работ на объекте – динамика движения и возникающие корректировки обязательно должны вноситься в него дизайнером, строителем и заказчиком.

ЭТАП 4. Снабжение объекта

Благодаря графику поставки материалов, контроль расхода будет лёгким и приятным, а все отклонения – видны сразу, как и виновники этих отклонений, споры исключены. Главное, регулярно отслеживать плановые и фактические затраты. Также очень важно работать над предстоящими поставками в графике, в особенности над чистовыми материалами, плановые сроки поставки которых могут затянуться на месяцы вперед и нередко поставщики их срывают. Заблаговременный выбор и заказ материалов избавит от простоев и недовольств со стороны строителей, что точно отразится на качестве работ.

364282dbd453e8282c03a98f4edaf46a.jpg

Передача материалов в работу должна производиться по акту передачи, с указанием состояния, стоимости и количества передаваемых материальных ценностей. Иначе велик риск бесконечных недопониманий и конфликтов, начиная с брака и воровства, до отказа возместить ущерб в случае порчи материала.

ЭТАП 5. Покупка и сборка мебели, оборудования

После завершения чистовых работ наступает момент сборки мебели и оборудования. Если проектом предусмотрена встроенная мебель (на заказ), необходимо, чтобы подрядчик по её изготовлению выполнил перед ее производством финальные замеры в конце черновых работ строителей и выдал им свои рекомендации. Это касается кухонного гарнитура, всевозможных шкафов и т.д.

При покупке готовой мебели, обращайте внимание на её габариты, чтобы размеры совпадали с планом расстановки мебели и оборудования в дизайн-проекте. После установки мебели нужно проверить целостность ремонта, т.к. после неаккуратного монтажа на стенах и напольных покрытиях часто появляются сколы.

В вопросах покупки оборудования также придерживайтесь проекта, обращая особое внимание на потребляемую мощность. Если приобретёте оборудование с большей потребляемой мощностью –велика вероятность сбоев в работе электрической сети, не рассчитанной на такие нагрузки. Это может привести к замыканию и даже пожару!

ЭТАП 6. Подготовка помещения для пользования

С площадки остаётся вывезти мусор, рабочие материалы, и хорошенько убрать помещение. Однако и здесь (!) допускаются серьёзные ошибки, после которых нужно снова возвращаться к ремонтным работам. Чтобы этого не допустить, перед уборкой стоит описать работникам клининга «фронт работ» и провести инструктаж о конструктивных элементах и свойствах материалов. Простыми словами – где можно тряпкой махать, а где не стоит, куда можно нажимать, а куда нельзя. После уборки не должно остаться строительной грязи и пыли, «разводы» тоже исключены.

d717d01403466c51510fb334c222f750.jpg

Решение на поверхности

За годы работы я обнаружил основную проблему, разрушающую весь ремонт. Заключается беда в банальной лени продумать всё в самом начале, прикрываясь фразами «Всего не учтёшь» или «Нет времени, нужно быстрее начинать». Да, время ценно, и детальное планирование его требует. Несколько дней – и поэтапное движение по готовому плану огородит вас от недоразумений, ошибок, сэкономит нервы и несколько других важных ресурсов. День проектирования экономит неделю стройки.

Продуктивное, спокойное взаимодействие между строителями и дизайнерами существует. Конечно же, будут возникать сюрпризы и решать «по месту» придется, но должно это быть в виде исключений, а не как основа для работ. Каждому решать за себя: подрядчик – лентяй, желающий обогатиться на будущих проблемах клиента, или же профессионал, взывающий к разуму и дельным советам. Лично я за второй вариант.

Станислав Гурьянов
Генеральный директор ООО "Сила Ремонта"

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!