21 января в Российской Федерации отмечается День инженерных войск. Средства массовой информации не балуют военных инженеров своим вниманием, но их служба не становится от этого менее значимой для Вооруженных сил России и Державы Российской.
Прежде всего, следует знать, что инженерные войска – это войска переднего края. Они идут в бой одновременно с мотострелками и танкистами, а часто и раньше них.
Инженерные войска весьма примечательный род войск с богатейшей историей и боевыми традициями. «Сапер ошибается только раз в жизни» – только одна из них. Личный состав инженерных войск решает боевые задачи как и в военное, так и в мирное время.
Разминирование местности и объектов, организация инженерных заграждений – минных полей, противотанковых рвов и т.д., устройство фортификационных сооружений – траншей, окопов, ходов сообщений, блиндажей, подготовка и содержание путей для продвижения войск и многие другие задачи решают инженерные войска.
Мало кто знает, что именно инженерные войска первыми осваивали новейшие средства ведения войны, внедряли их в арсенал армии. Из инженерных войск выделились в самостоятельные рода войск железнодорожные войска, войска связи, автомобильные войска и даже танковые войска.
Да и российская авиация родилась в недрах инженерных войск. Задача создания и боевого использования сначала воздухоплавательных, а затем и аэропланных отрядов была возложена именно на инженерные войска. Вплоть до конца Первой Мировой войны авиационные части оставались в ведении Главного Инженерного управления.
Для многих знатоков истории Великой Отечественной войны незначительным является тот факт, что в начале 1942 года было сформировано десять саперных армий численностью от 50 000 до 100 000 бойцов – саперов. А в 1943 году были введены звания маршалов и главных маршалов не только для авиации, танкистов, артиллерии, но и для инженерных войск.
Какие задачи решают современные инженерные войска?
Инженерные войска предназначены для решения задач инженерного обеспечения боя. Боевой Устав Сухопутных Войск ВС СССР трактует это понятие следующим образом:
«Инженерное обеспечение является одним из видов боевого обеспечения. Инженерное обеспечение боевых действий войск организуется и осуществляется с целью создать войскам необходимые условия для своевременного и скрытного выдвижения, развертывания, маневра, успешного выполнения ими боевых задач, повышения защиты войск и объектов от всех видов поражения, для нанесения противнику потерь, для затруднения действий противника.
Инженерное обеспечение включает в себя:
- инженерную разведку противника, местности и объектов;
- фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления;
- устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений;
- установка и содержание ядерных мин и фугасов;
- уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;
- проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;
- устройство проходов через препятствия;
- разминирование местности и объектов;
- подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;
- оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;
- инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;
- инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;
- добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.
Задачи инженерного обеспечения выполняются частями и подразделениями всех родов войск и специальных войск. Они самостоятельно возводят сооружения для ведения огня, наблюдения, укрытия личного состава и техники; прикрывают минно-взрывными заграждениями и маскируют свои позиции и районы расположения; прокладывают и обозначают пути движения; преодолевают заграждения и препятствия; форсируют водные преграды.
Инженерные войска выполняют наиболее сложные задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и специфических инженерных боеприпасов. Кроме того, они наносят поражение технике и личному составу противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами».
Краткий экскурс в историю
Что касается
праздничной даты, то день 21 января был выбран для профессионального праздника
не случайно. Именно 21 января 1701 года Петр I подписал Указ о создании в
Москве «Школы Пушкарского приказа». Вообще- то готовить в ней предстояло
артиллеристов, но там же начали учить и
военных инженеров – специалистов по фортификации и минному делу.
В своем указе Петр I отмечал:
«…инженеры зело потребны суть при атаке
или обороне, какова места и надлежит таких иметь, которые не токмо фортификацию
основательно разумели и в том уже служили, но и чтоб мужественны были, понеже
сей чин паче иных опасности подвержен есть».
Уже в 1702 г. выпускники Школы Пушкарского приказа отправились в первые
минерные подразделения русской армии. Однако, в отличие от артиллерийских
подразделений, численность инженерных сил Российской империи первоначально была
невелика.
Тем не менее, в 1722 году офицеры – инженеры были поставлены в Табели о рангах
на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Это объяснялось более высокими
требованиями, которые предъявлялись к военным инженерам. Им и платили большее
жалованье, поскольку статус военного инженера требовал не только хорошей
общевоинской подготовки, но и специальных знаний.
Военный инженер должен был постоянно совершенствовать свои профессиональные
знания и навыки и иметь к этому должные стимулы. Вот государство и пыталось
выделить военных инженеров из общеармейской среды. В том же 1722 г. должность
полкового инженера была введена в каждом российском полку. Военный инженер в
обер-офицерском чине отвечал за все инженерные работы.
Настоящим испытанием стала для военных инженеров Отечественная война 1812 года.
К этому времени инженерные силы империи включали 10 минерных и пионерных рот,
кроме того к ним относились понтонные роты при артиллерийских частях и 14
крепостных понтонных и минерных рот. В состав таких рот входили только офицеры
и кондукторы (унтер-офицеры), а солдат как рабочую силу поставляли на время
выполнения конкретных задач пехотные полки и местное население.
Инженеры смогли только в начале войны возвести 178 мостов, отремонтировать 1920
верст дорог, что позволило русской армии эффективно маневрировать.
Отдельная страница в истории отечественных
инженерных войск – Крымская война 1853-1856 гг., когда русские армия и флот
столкнулись с превосходящими силами крупных и сильных держав – Великобритании,
Франции, Османской империи и примкнувшего к ним Сардинского королевства.
Именно военные инженеры под руководством Эдуарда Тотлебена выстроили такую систему обороны Севастополя, которая позволила на протяжении почти целого года отражать атаки противника.
В годы
Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. знания военных инженеров под
водительство вышеупомянутого Тотлебена
также были востребованы. Например, во время знаменитых боев на Шипке удалось
отразить атаки османских войск вообще без применения артиллерийских орудий и
стрелкового оружия.
Секретом успеха было использование электроуправляемых фугасов, обративших в
бегство уступавшую в инженерном отношении османскую армию.
Инженерные войска играли очень важную роль во время Первой мировой войны. Рост
их значимости для вооруженных сил способствовал и увеличению доли инженерных
частей и подразделений в общей численности русской армии. К 1917 году
инженерные войска составляли 6% от общей численности русской армии.
Новая страница в истории отечественных инженерных войск началась после
Октябрьской революции. Фактически советская власть, используя опыт старой
русской армии, приступила к строительству инженерных войск РККА заново и
добилась в выполнении этой задачи колоссальных успехов. К 1929 году штатные
инженерные части были созданы во всех родах войск, что позволило повысить их
боевую эффективность, сделать более независимыми в выполнении самых разных
задач.
Инженерные войска в Великой Отечественной Войне
В РККА первоосновным назначением инженерных войск являлось техническое обеспечение наступательных и оборонительных боевых действий пехоты.
В условиях жесткой войны силами рядовых солдат и офицеров были грамотно спланированы и успешно реализованы все необходимые условия для оперативного продвижения основных наступательных частей Советской армии.
В оборонительных боях спецподразделения инженерных войск выполняли задачи по маскировке военных объектов, сооружению защитных укреплений, включая противотанковые рвы, и другие поручения командования.
Во многом, именно благодаря своевременным и слаженным действиям военных инженеров, немецкие оккупанты столкнулись с непреодолимыми препятствиями на пути к советским укрепрайонам, представлявших стратегическое значение.
В ходе Второй мировой войны батальоны и отряды инженерных войск СССР получили огромный опыт и перспективы для последующего развития. Улучшались технические возможности, а также постоянно расширялся спектр военных задач.
Существенно возрастала и роль солдат инженерных войск. Практически с первых дней вторжения фашистских захватчиков на территорию СССР они активно участвовали в подготовке и проведении оборонительных боев — рыли окопы, расчищали дороги, создавали защитные укрепления и возводили водные переправы при помощи понтонов. Совместно с другими армейскими подразделениями военные инженеры стойко сдерживали мощный натиск немецких сил.
На Северном и Западном фронтах спецподразделения инженерных выступали в роли подвижных мобильных отрядов заграждения. Они прикрывали отступление основных сил советской армии, разрушая переправы через реки, минируя поля и устраивая непреодолимые зоны искусственных препятствий, что заставляло немцев сбрасывать темп. А на Кольском полуострове бойцы инженерных войск совместно с оставшимися в живых мотострелками, не имея в наличии танков и артиллерии, смогли фактически полностью заблокировать продвижение немцев в данном направлении.
При организации обороны российской столицы по решению высших чинов Верховного командования армии в срочном порядке были сформированы 10 подвижных мобильных отрядов, которые выполняли боевые задачи перед самым носом фашистов, минируя пути проезда танков и уничтожая дорожные коммуникации.
Благодаря проведенной работе, в ходе наступления на Москву на одном из участков немецкие части лишились около 200 единиц тяжелой бронетехники и порядка 140 единиц грузового автотранспорта с оружием и боеприпасами.
В 1942–43 гг., когда советские войска перешли в контрнаступление, военным инженерам РККА пришлось в спешке восстанавливать ранее разрушенные мосты и сооружать новые переправы через реки. Помимо этого, на их плечи легли задачи по разминированию территорий, которые немцы «пометили» перед отступлением.
В зимний период приходилось также прокладывать колонные пути в метровых сугробах. Однако и эта задача была успешно решена в короткие сроки. Тогда как многие отступавшие немецкие подразделения попросту попали в снежный плен, не имея спецтехники для расчистки территорий, и стали легкой наживой для советских воинов. С началом полномасштабного зимнего контрнаступления 1942 г. во вражеский тыл каждый день перебрасывались команды разведчиков-подрывников.
Штурмовым инженерным подразделениям нередко приходилось выполнять общеармейские военные задачи. К примеру, в ходе ожесточенного сражения в литовском городе Вильно солдаты четвертой ШИСБриг лично смогли обезвредить и уничтожить порядка 2 тысяч немцев, взять пленными около 3 тысяч солдат и освободить более 2,5 тысяч советских военнопленных и простых граждан, находившихся в местном концлагере.
В Великой Отечественной войне инженерные войска проявили себя самым лучшим образом, выполняя важнейшие задачи на линии фронта и в тылу.
К 1945 году в состав РККА входили 98 инженерно-саперных, 11 понтонно-мостовых бригад, 7 инженерно-танковых полков, 11 понтонно-мостовых полков, 6 огнеметно-танковых полков, 1042 инженерных и саперных, 87 понтонно-мостовых батальонов, 94 отдельные роты и 28 отдельных отрядов.
За годы войны военными инженерами было установлено более 70 миллионов противотанковых и противопехотных мин, разминировано 765 тысяч квадратных километров территории и 400 тысяч километров путей. Инженерные войска РККА возвели 11 тысяч постов, проложили почти 500 тысяч километров путей.
Естественно, что столь напряженная и опасная служба, а ведь все эти задачи приходилось решать под артиллерийским огнем противника, под авиаударами, не могла не быть отмеченной наградами. Более 100 тысяч солдат, сержантов, офицеров и генералов, проходивших службу в инженерных войсках РККА, были награждены различными орденами и медалями. По итогам Великой Отечественной войны порядка 800 бойцов подразделений инженерных войск стали Героями Советского союза, а около 300 человек были торжественно награждены орденом Славы.
Стоит отметить и такой немаловажный факт, что 201 инженерная часть получила статус гвардейской.
Инженерные войска и в мирный период на боевом положении
С 1950-х по конец 1980-х гг. был периодом дальнейшего развития и укрепления инженерных войск Советской Армии. Сотни тысяч советских военнослужащих прошли службу в частях и подразделениях инженерных войск.
Война давно
закончилась, а военные инженеры продолжали решать боевые задачи уже в мирное
время, участвуя в разминировании городов и населенных пунктов, в обезвреживании
«подарков войны» — авиабомб, артиллерийских снарядов, других боеприпасов,
которые, кстати, периодически обнаруживают и в настоящее время.
Инженерные войска, как и другие рода войск Советской Армии прошли всю афганскую
войну. Так, в Афганистан был направлен 45-й отдельный инженерно-сапёрный
Краснознаменный, ордена Красной Звезды полк, другие части, соединения и
подразделения инженерных войск.
Военным
инженерам приходилось действовать в незнакомой местности, в сложных
климатических условиях, под угрозой атак противника, но они все равно
справлялись с поставленными задачами, выполняли функции боевого обеспечения
ОКСВА.
Отдельная героическая и трагичная страница в истории советских инженерных войск – Чернобыльская катастрофа. Генерал-лейтенант Николай Георгиевич Топилин, занимавший затем должность заместителя начальника инженерных войск по вооружению, вспоминал, что именно инженерные войска оказались наиболее подготовленными к действиям в условиях Чернобыльской катастрофы, поскольку проходили специальную подготовку для действий в условиях применения оружия массового поражения. Именно военные инженеры выполняли задачи по разведке объекта, затем участвовали в большинстве работ, проводившихся на АЭС.
Современные инженерные войска ВС России
Распад Советского Союза негативно отразился на состоянии вооруженных сил постсоветских государств и Россия в этом плане не была исключением. Тем не менее, военные инженеры участвовали в вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве, в антитеррористических операциях на Северном Кавказе, в различных миротворческих миссиях.
Инженерные войска России — это редчайший сплав науки и отваги.
Быстро проложить дорогу для безопасного передвижения транспорта, разминировать территорию, на которой ведутся боевые действия и обеспечить водой и электричеством населенные пункты в случае чрезвычайной ситуации — незаметная, но необходимая работа.
В бригадах ИВ не встретишь традиционную армейскую бронетехнику. На вооружении этих подразделений находятся собственные уникальные «монстры» из металла, у каждого из которых имеется своя конкретная специфика.
Одни машины предназначены для разборки завалов, другие проделывают проходы в минных полях, а третьи сооружают мосты через реки и водоемы.
Разные задачи выполняют и отдельные батальоны инженерных войск. К примеру, батальон разминирования очищает от неразорвавшихся снарядов территории, находящиеся поблизости с населенными пунктами. Здесь служат исключительно солдаты контрактники. За сутки инженерный батальон способен очистить от фугасов до 5 гектаров земли.
Вручную выполнить такой колоссальный объем работ невозможно, поэтому на помощь солдатам приходит спецтехника.
На особом счету сегодня находится новейшая машина разминирования «Уран-6». Это робот-сапер, который управляется на расстоянии. Данная техника активно применяется для очистки урбанизированных участков местности, а также предгорных территорий.
Также солдаты инженерных войск осваивают сегодня новейший образец миноискателя, который за уникальные технические характеристики прозвали в российской армии «Коршуном».
Сегодня инженерные войска развиваются семимильными шагами, и ключевую роль в реформировании подразделений ИВ играет автоматизация.
По уровню
военной подготовки в плане использования спецтехники бойцы инженерных бригад
считаются одними из лучших в российской армии.
Оттачивать мастерство помогает хорошо продуманная материально-учебная база. Во
многих частях имеется собственный инженерный городок, вододром для понтонных
переправ и полигон с полосой препятствий, где обучают вождению и ведут огневую подготовку.
Сегодня инженерные войска Российской Федерации состоят из инженерно-саперных,
инженерных, понтонно-мостовых бригад, инженерно-саперных и
инженерно-маскировочных полков, включают в свой состав Тюменское высшее
военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И.
Прошлякова, в котором осуществляется подготовка военных специалистов с высшим и
средним образованием для нужд инженерных войск Вооруженных сил Российской
Федерации.
Военные инженеры остаются одним из наиболее важных родов войск, получают
качественную подготовку.
Заключение
В День инженерных войск архитектурно-строительный интернет портал «Строительный
Эксперт» сердечно поздравляет всех генералов, офицеров, прапорщиков, сержантов
и солдат инженерных войск, курсантов, военнослужащих запаса, имеющих отношение
к службе в инженерных войсках, с профессиональным праздником.
Комментарии (0)