Мы продолжаем изложение генеральной концепции цифровой трансформации в строительстве. Напоминаем, что этот материал можно изучить и в вербальном варианте, например здесь. А текстовый вариант представлен впервые на данном ресурсе, первая часть здесь.
А мы продолжаем!
План и задачи создания BIM-оператора.
Задача.
Сформулировать коротко и точно ключевые задачи и укрупненный план создания BIM-оператора ОСИ опираясь на его главные функции, как коммерческого, так и бюджетного характера. Исходя из ключевых функций выявить основные препятствия нормативно-правового характера, преодоление которого требует вовлечения специалистов по законодательному нормотворчеству в области строительного права вообще, и технологий информационного моделирования – в частности.
Структура документа предполагает следующее изложение материала: Функция BIM-оператора (Коротко – BO), укрупненный план реализации функции, инструменты и ресурсы для старта, требуемые изменения или новые законодательные акты для запуска функции. Упор делается на Объекты социальной инфраструктуры (ОСИ), т.е. все здания и сооружения, кроме промышленных, производственных, торговых и офисных центров, иных коммерческих предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность в населенных пунктах. ОСИ являются нишевой целевой группой ОКС, пригодной для создания автономного BIM-оператора.
Основные функции BIM-Oператора.
Исходя из приведенного в генеральной концепции ЦТС (См. часть 2) набора специфичных задач BIM-оператора, можно акцентировать внимание только на критически важных, основополагающих и фундаментальных функциях, в т.ч.:
1. Входной контроль полных ИМ. Полная ИМ – это не ИМ, передаваемая в экспертизу по регламенту. Это ИМ, включающая, кроме ПСД, как исходные предварительные документы, обоснования инвестиций, предТЭО и маркетинговый анализ, так и полностью исполнительную документацию, привязанную к трехмерному виртуальному макету, так и эксплуатационную документацию, привязанную к технологии.
2. Хранение и актуализация ИМ. ВО, на основании абонентского договора, после приемки ИМ, может оставить её на хранение в своём ЦОД, в ячейке на сервере, с гарантией безопасности, резервированием, поддержанием жизнеспособности и актуализацией по согласованию с владельцем ИМ.
3. Софтшеринг или предоставление пакета ПО в аренду для реализации проектов. Формирование оптимального для набора ОСИ пакета ПО для наиболее гарантированного использования в проектах клиентов ВО, предоставление в аренду на срочной основе ПО для реконструкции, капремонтов, переоснащения и расширения по потребности исполнителей. Также сюда входит предоставление БД, библиотек, каталогов, торговой площадки и Системы управления проектами с кабинетом проекта.
4. Обеспечение доступа к использованию ИМ. На основании сервисного договора обеспечить доступ как активному пользователю-владельцу, так и госорганам к ИМ для использования в повседневной работе и эксплуатации, для накопления информационного следа и шлейфа, аналитической проработки данных модели, копирования и фрагментарного использования в новых ИМ по разрешению собственника.
Теперь рассмотрим основные функции с позиции задач внедрения и обеспечения нормативно-правовой базы.
Входной Контроль полных ИМ.
Организация входного контроля качества ИМ может быть начата непосредственно у ВО-ОСИ по отношению к собственным проектам и проектам компаний партнёров. Срок старта работы с собственными ИМ – 01 октября 2022 года. На основании опытной апробации приёмки, упаковки и складирования ИМ в BIM-Банк ВО, стандартизируются процессы и с 01.01.2023 года эта работа ставится обязательной для всех, кто строит или реконструирует объекты ОСИ. Особое место занимают проекты реконструкции и капремонта объектов, у которых нет ИМ. В объём услуг ВО-ОСИ сразу входит услуга по подготовке и воссозданию ретро-ИМ на базе имеющейся бумажной документации. Для организации входного контроля качества ИМ с последующим разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, потребуется:
1. Утвердить стандарт полной ИМ или Цифровой Модели ОКС (ЦМ), в отличие от текущего регламента о составе ИМ. Состав ЦМ предполагает наличие контейнера ИМ, её сквозное структурное трехмерное наполнение. Первая ось – этапы развития ИМ: ПИФ, ПИР, СМР, ОЭФ и прочие фазы ЖЦ. Вторая ось – типы каналов файлов в контейнере: нативные файлы ПО, обмен данными ifc-файлы, нередактируемые проверочные pdf-файлы. Третья ось информации – это виды редакторов: тестовые, табличные, графические, базы данных, растровые, ссылки. В контейнере ИМ содержится последняя версия ИМ всегда.
2. Обязать всех Заказчиков, как московских, так и федеральных по объектам ОСИ сразу предупреждать в тендерной документации, что ввод объекта в эксплуатацию возможен только ПОСЛЕ приёмки полной ЦМ специализированным лицензированным на такую работу BIM-оператором, подтверждения о готовности ИМ к эксплуатации. Без этого электронного подтверждения (например, ставится QR-код доступа к ИМ в контейнере ВО), объект в эксплуатацию НЕ ПРИНИМАЕТСЯ! Это же подтверждение является первичным документом о праве собственности на ИМ.
3. Обязать государственных и муниципальных Заказчиков-Застройщиков открывать кабинет проекта на платформе BO, если у них нет собственной верифицированной площадки для управления проектом (ИСУП). Скорее всего, таких площадок нет ни у кого. При этом, если данный объект уже имеет ИМ, то обеспечить к ней доступ в кабинете проекта, если не имеет ИМ – то их либо создание у новых ОКС, либо воссоздание у существующих ОКС. Сроки – с 01.01.2023 года. До этого – апробация на своих объектах-аналогах. Желательно учесть, что при воссоздании ИМ существующих ОКС также воссоздавать ИМ объектов окружения ОСИ.
4. Установить специальным решением глав регионов, в т.ч. Москвы, возможность внесение дополнительных затрат в ССР при реконструкции и ремонте средств на создание ИМ существующих объектов как дополнительной услуги. Установить тарифы для этой работы как для новой ИМ с учетом затрат на экспертизу состояния, бумажной ПСД и ИД, на поиск и восстановление сведений, на лазерное и иное сканирование и обработку данных, на проект оцифровки, на проект последующего цифрового мониторинга.
5. Предоставить ВО-ОСИ лицензию на право верификации, аудита, тестирования и гармонизации любого ПО, пригодного для использования на проектах создания ОСИ и интегрируемого в платформу BIM-оператора для создания ИМ. Придется ввести в структуру центр контроля качества и сертификации ПО и потом распространить его функцию на все ВО.
6. Принять решение на уровне Правительства РФ о запуске цифрового ПП-87. Создать на его основу типовую архитектуру ИМ по ОСИ, типовые интерфейсы для работы с ИМ, типовые требования к интеграции ПО и ГИС для создания таких ИМ. Запустить параллельное использование обычного ПП-87 и цифрового, причем указать, что в случае создания ИМ, Заказчик обязан обеспечить процесс создания проектируемой части ИМ по цифровому ПП-87.
7. Принять решение на уровне Правительства РФ о полной BIM-адаптации всех ГИС, то есть запрет на разработку и продолжение развития Гис без возможности использования данных в BIM-продуктах, на BIM-платформах, в BIM-банках или без возможности интеграции в состав BIM-оператора при приемке ИМ. Проверка ИМ включает как использование Гис, так и возможность их дальнейшего использования при изменении ИМ, а значит, введенные вручную данные потребуют больших затрат в будущем.
8. Экологическая приемка ИМ предполагает переход на измерение 6D и 7D как параметров эффективности ИМ на ЖЦ ОКС. Параметр 6D должен предполагать минимальный объём ИМ в Гигабайтах, то есть чем меньше ИМ по объёму, тем дешевле её сервис и сопровождение у BIM-оператора. Приемка предполагает оценку не только объёма в целях определения государственного тарифа на содержание ИМ, но и оценку энергопотребления для хранения ИМ. Энергоёмкость Им – это параметр 7D, который говорит, что модель может быть небольшой по объёму, но энергоемкой (LOD-500). Может быть большой по объёму, но не энергоемкой, т.к. состоит из ссылок.
9. Обязательное законодательное решение о создании ИМ всего старого фонда в течение, например, 3-5 лет, под ответственность собственников и управляющих компаний. Они должны будут нанять BIM-оператора для оцифровки своего ОКСа и его включения в базу ИМ.
Хранение и актуализация ИМ.
Организация хранения ИМ так же может быть начата непосредственно у ВО-ОСИ по отношению к собственным проектам и проектам компаний партнёров. Срок старта работы с собственными ИМ – 01 октября 2022 года. На основании приёмки, упаковки и складирования ИМ в BIM-Банк ВО, стандартизируются процессы сохранения, дублирования, резервирования и актуализации ИМ. С 01.01.2023 года эта работа ставится обязательной для всех ИМ, переданных и принято ВО-ОСИ на хранение. В объём услуг ВО-ОСИ сразу входит услуга по аудиту и обновлению (реновации) ИМ на базе имеющейся в контейнере ИМ. Процедура обновления потребует создания специальной группы «IT-врачей» в составе ВО, которые могут вскрыть ИМ, провести её проверку на живучесть, проверить актуальность использованного ПО, предложить варианты лечения. Если надо – прооперировать, т.е. перенести костяк цифровой информации на новое ПО, и вернуть в хранилище в обновленном виде. Сделать для владельца ИМ сервис с интерфейсом использования обновленной версии, обеспечить возможность дальнейшего развития ИМ по проектам обновления самого ОКСа. Для организации хранения и актуализации ИМ с последующим расширение для использования при эксплуатации, потребуется:
1. Утвердить стандарт хранения Цифровой Модели ОКС (ЦМ), в зависимости от типа и параметров собственника ОКС. Здесь должны быть полная аналогия с рынком ценных бумаг. Так же, как и на РЦБ, эмитент имеет право хранить свои ЦБ у себя, но для этого надо иметь сертифицированное ПО, сертифицированных специалистов и выделенные помещения для работы с акционерами, например. ЛИБО – всё это получается профессиональному участнику РЦБ. ВО – это профессиональный участник строительного рынка, имеющий право хранить ИМ. Для этого формируется пакет платформенных решений, обеспечивающий работу с хранилищем ИМ (СУИМ – система управления информационными моделями), учет и ведение реестра ИМ, учет и ведение операций с ИМ, учет и ведение реестра событий с использованием ИМ.
2. Обязать всех Заказчиков, как московских, так и федеральных по объектам ОСИ сразу предупреждать в тендерной документации, что после ввода объекта в эксплуатацию возможен ПОСЛЕ приемки полной ЦМ сертифицированным BIM-оператором (роль приемщика), её приемки и подтверждения о готовности к эксплуатации ИМ, необходимо указать МЕСТО ХРАНЕНИЯ ИМ. Собственник, на основании права собственности может принять решение о хранении у себя, о хранении у ВО, о хранении в цифровом БТИ (т.е. по аналогии с банком – в электронной ячейке, когда владелец ячейки не знает. Что там, и никак не влияет на сохранность). Документ, подтверждающий гарантию сохранности ИМ собственник обязан предоставить в течение 1-го месяца после ввода в эксплуатацию. Ели объекты государственные, то хранитель ИМ назначается либо по конкурсу, либо сразу государственный по ряду признаков.
3. Обязать государственных и муниципальных Заказчиков-Застройщиков оповещать все заинтересованные стороны, общественность, силовые ведомства и строительный блок о появлении новой ИМ у того или иного оператора в ленте событий на сайте ВО. Устанавливать специальный уровень доступа к ИМ и возможность использования проектных решений из неё в зависимости от важности ОКСа. ВО обязан обеспечить сохранность ИМ вне зависимости от режима её использования, но вправе устанавливать платные сервисы для помощи независимым клиентам и потенциальным пользователям ИМ.
4. Установить специальным решением мэра Москвы тариф на хранение и обеспечение сохранности ИМ государственных ОКС, сформировать систему расчетов через единое централизованное управление ДКС или автономно у каждого владельца ИМ. Средства на сохранение ИМ должны включаться в бюджеты госучреждений в рамках бюджетов на реконструкцию и капремонт ежегодно.
5. Предоставить ВО-ОСИ возможность использования государственных ЦОД для целей хранения и обеспечения безопасности ИМ в аренду по потребности в зависимости от объёма, разрешение на создание собственных ЦОД или на систему распределенного хранения ИМ в виртуальных ЦОД. Например, на 1,5-2 года. Разумеется, по мере наработки объёма ИМ должна появиться возможность консолидации ресурсов в специализированных ЦОД в регионах и Подмосковье, на севере страны с правом их строительства и эксплуатации. Нам нужен переходный период. Пока накопится потенциальная ниша клиентов и соответствующее законодательство, обеспечивающие окупаемость вновь строящихся ЦОД.
Софтшеринг или предоставление пакета услуг в аренду при реализации проектов.
Организация системного использования ПО даст возможность не только стандартизировать использование ИМ при эксплуатации, но и обеспечить ресурсный поток для отечественных вендоров без распыления и разбазаривания средств среди многочисленных микровендоров с сомнительными, но дешевыми продуктами. Кроме того, связанные в одну платформу продукты – гораздо более экосистемны, нежели объединение разнопрофильных приложений с разными движками.
При этом, переход от продажи коробочного ПО к сдаче ПО в аренду по сроку и объёму лицензий (сегодня нужно 5, потом 25, потом опять 5) является краеугольным камнем цифровой трансформации строительства т.к. резко снижает расходы участников проектов как на само ПО, так и на его сопровождение. Чем меньше времени ПО находится в руках потребителя, тем меньше требуется средств на его администрирование и последующий перевод IT-сервиса на аутсорсинг самим BIM-операторам.
Срок старта работы с собственным ПО – 01 октября 2022 года. На основании опытной апробации использования арендного ПО в ИМ в пилотных проектах, стандартизируются процессы и с 01.01.2023 года эта работа ставится обязательной для всех, кто строит или реконструирует объекты ОСИ. Особое внимание надо обратить на то, что эта работа невозможна для моментальной реализации. Переходный период системной трансформации ПО из покупного в арендное потребует не менее 5-ти лет, особенно в отношение CAD-приложений. При этом российские вендоры (Аскон и Наносфот) уже заявили о готовности сдавать ПО в аренду. Дальнейшее развитие приведет к тому, что строителей не будет интересовать версия ПО, а будет интересовать сам факт его использования в проекте какое-то время. Продуктовый файл любого релиза ПО должен быть включен в состав Им и это обязанность фиксации в стандарте и его выполнение вендором. Для организации софтшерингового обеспечения ИМ с последующим расширением и масштабированием подобных процессов на регионы, потребуется:
1. Изменить стратегию стандартизации BIM, отделив стандарты IT от строительных стандартов. По сути, сегодняшняя ситуация, когда ПК-5 ТК-465 может оставаться в ТК про Строительство, создавая стандарты ИМ с точки зрения создания ИМ, их наполнения. Хранения, использования, изменения, управления и тиражирования. А созданный ТК-505 пусть занимается именно IT-компонентами, обменом данными, библиотеками, кодами и прочими софтверными проблемами, о которых строители знать не должны и не обязаны. Созданная путаница в тематиках стандартизации и привела к тому хаосу, который сегодня приходится разгребать. Для этого выпустить соответствующее постановление Минстроя и Росстандарта.
2. На период перехода от покупки ПО к аренде ПО установить срок (3-5 лет) адаптации любого ПО к арендной деятельности. После 5-летнего периода никакое ПО в строительстве не должно продаваться, кроме специальных везенных или уникального по соответствующему разрешению. Соответственно, в этот период, все компании, использующие покупное ПО через 1 год будут это делать за свой счет, а все, кто арендует ПО у ВО, сможет включать затраты на аренду в расчет стоимости своих услуг, как проектировщиков, так и строителей, и поставщиков, и аналитиков, и консультантов, и у надзора, и у стройконтроля.
3. Освободить всех поставщиков материалов, оборудования, ресурсов, включая рабочую силу, машины и механизмы, предоставляющих ВО ИМ своих ресурсов, гармонизированные с ПО, от всех затрат, связанных с ведением ФГИС ЦС и тому подобных платежей при реализации проектов для государственных нужд. Каждый поставщик ресурса вправе создать индивидуальную библиотеку, каталог, базу данных, базу ИМ, к которому получают доступ все ВО, может участвовать в конкурсах и поставках без дополнительных затрат.
4. Освободить всех вендоров от налога на прибыль по программным продуктам, сдаваемым в аренду на протяжении 10 лет.
5. Установить государственную наценку для ВО по трансферу ПО лицензионным срочным пользователям в пределах 50% от стоимости приобретения долгосрочных лицензий у вендоров. Это же касается при аренде коммерческих баз данных, библиотек и каталогов с организацией доступа к ним через BIM-оператора.
6. Обязать вендоров обеспечить латентную версионность релизов, т.е. любой пользователь По не обязан знать его версию, заведомо зная об универсальной интероперабельности продукта. То есть файл-продукты будут открываться в любой версии или ВО будет автоматически предлагать решение, способное работать с файлами из ИМ.
7. ВО обязан обеспечить комплексную интероперабельность файлов ИМ, как при утрате нативного (родного, материнского) ПО, так и при межверсионном обращении файлов (сохранение в лучшей последней версии), так и межпродуктовую интероперабельность при формировании объединенной гибридной ИМ.
Обеспечение доступа к использованию ИМ.
Обеспечение доступа к банку ИМ у ВО является важнейшей функцией и задачей цифровой трансформации строительства. Для организации доступа к использованию ИМ с последующими правами на их операционное наполнение, изменение, мониторинг, наблюдение, потребуется стандартизировать режимы использования ИМ, присваивая соответствующую маркировку при приемке ИМ на хранение. С точки зрения эксплуатации ИМ могут быть:
1. Неэксплуатируемые ИМ. Информационные модели, которые не изменяются в процессе эксплуатации ОКС, вплоть до реконструкции или капремонта. Для работы с такими ИМ требуется интерфейс получения информации для учета в эксплуатации, разработке мероприятий и т.п. То есть ИМ – это только источник информации, в процессе эксплуатации она ничем не наполняется и не изменяется.
2. Ситуативно или периодически используемые ИМ. Это ИМ, которые в процессе эксплуатации ОКС пополняются эксплуатационной информацией в силу происходящих или требуемых изменений. Например, проводимые обследования, аудит техсостояния, ревизии, просто сбор фото и видеопотока о текущем состоянии – могут вноситься в Им периодически, время от времени или по какому-то графику. А также случайным образом. Сюда же относятся процессы обучения персонала с использованием ИМ, проведение мероприятий по оценке состояния, обследования, эксперименты, последствия ЧС, занесение ответственных лиц, логи передачи данных внешним потребителям и т.п. Для этого потребуется создать интерфейс внесения информации, анализа цифрового следа (разница между начальным и конечным наполнением ИМ), обучать пользованию им ответственных лиц, систему входа и выхода из кабинета ИМ. Сюда же относятся случаи использования ИМ в качестве проектного решения повторного применения. Сюда же относится специальный формат ИМ – цифровой двойник – для проведения работ по изучению уникальных режимов эксплуатации, тестированию новых видов материалов, оборудования, технологий и иных НИОКР.
3. Постоянно используемые ИМ. Это ИМ, которые постоянно наполняются данными о состоянии зданий и сооружений, сбор контрольных параметров с КИА, сбор данных о динамике параметров материалов, конструкций и оборудования. Особенно это касается промышленных и иных технологических зданий, к которым относится частично и объекты ОСИ. Постоянный сбор данных формирует т.н. цифровой шлейф, который должен где-то собираться (SCADA), анализироваться и очищаться от цифрового шума. Сюда же относятся эксплуатационно-сервисные режимы, например, для медицинских и иных учреждений. Простое хранение всех собираемых данных может привести в «цифровому цунами» и принести ущерб ИМ. Изменение ИМ происходит в режимах:
a. Автоматическом – сразу по факту появления данных и сразу в модель. Требует специального сервиса BIM-платформ у ВО.
b. Периодическом - полуавтоматическом – поток данных собирается на промежуточные носители и переправляется в модель импульсном режиме, раз в день, в неделю, в месяц и т.п.
c. Ручном– когда делается оператором по технологическому режиму.
Эта информация так же отражается при приёмке и верификации ИМ у ВО. Для реализации всех задач эксплуатации ИМ потребуется:
1. Утвердить единый стандарт эксплуатации объектов ОСИ, как по видам, так и по агломерациям. В случае, если сам владелец ИМ не в состоянии вести эксплуатацию – передать эту функцию BO с обязыванием последнего создать соответствующую инфраструктуру. Например, центр управления ЖКХ района города.
2. Установить специальным решением мэра Москвы тариф на эксплуатацию ИМ государственных ОКС, сформировать систему расчетов через единое централизованное управление диспетчерских служб или автономно у каждого владельца ИМ. Средства на сохранение ИМ должны включаться в бюджеты госучреждений в рамках бюджетов на содержание в ежемесячном режиме.
3. Обязать всех Заказчиков, как московских, так и федеральных по объектам ОСИ сразу предупреждать в тендерной документации, что потребуется эксплуатация ИМ и в каком режиме они планируют её осуществлять.
4. Поскольку эксплуатационный сервис – самая сложная часть запуска ВО для ОСИ, планируется опытная работа в пилотном режиме на протяжении 2023 года и запуск по готовым объектам в 2024 году, не ранее. За это время необходимо согласовать стандарты эксплуатации, создать платформу эксплуатации ИМ, создать каналы и режимы использования. Так или иначе, настройка и доработка систем потребует не менее 2-х лет, т.е. 2024 и 2025 годы.
5. Для периодической и постоянной эксплуатации могут быть предусмотрены специальные режимы планирования мероприятий ППР (планово-предупредительного ремонта), ТОиР (Техническое обслуживание и Ремонт некапитальный), мероприятия по переналадке, перенастройке, переоснастке, реинжинирингу технологий, мероприятия по энергоэффективности, экологическим и иным требованиям, создаваемым с использованием ИМ. Это требование также должно быть установлено как обязательное при создании платформы ВО. Сроки создания – не менее 2-3-х лет с момента принятия решения.
6. Все ИМ технологий, зданий и сооружений повышенной опасности, а также все схемы противопожарной безопасности, антитеррористической безопасности, экологической безопасности и т.п., входящие в состав ИМ должны быть приоритетно доступны из любой точки включения потребителя с кодом и паролем для принятия экстренных управленческих решений. Соответствующее решение потребует от ВО создания дежурной службы и, соответственно, специальные тарифы для обслуживания ИМ.
Продолжение следует! Следующая 4-я часть по ссылке!
Комментарии (0)