«Граница России нигде не заканчивается». В.В. Путин
Инженерно-техническое обустройство государственной границы и организация ее охраны.
Статус государственной границы Российской Федерации понятие многогранное, включающее режим государственной границы Российской Федерации, взаимодействия и полномочия органов, осуществляющих ее защиту и охрану, правовое регулирование данной области и т.д. Но без инженерного обустройства и создания приемлемо-комфортных условий ее охраны он превращается в фиктивную декларацию намерений.
Согласно нормам международного права, государственной территорией является часть поверхности Земли, включая внутренние и территориальные воды, недра под ними и воздушное пространство, на которую распространяется власть (юрисдикция) данного государства.
Государственной границей является реальная линия на местности (территории, акватории), определяющая пределы государственной территории.
Государственная граница Российской Федерации самая протяжённая в мире – 60 932 км, из них 22 125 км – сухопутные (в том числе 7 616 км — по рекам и озерам), 38 807 км – морские (около 2/3).
Большая протяженность государственных границ России определяется размерами ее территории и извилистостью очертаний береговых линий морей Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих ее берега.
Понятие государственной границы определяется тремя критериями: фактическим, юридическим, техническим.
Фактический критерий — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия ее государственного суверенитета.
Юридическая граница России закрепляется международными договорами, законодательными актами Российской Федерации и бывшего СССР, Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации».
Технический критерий – это обозначение соответствующей линии на местности, обустройство границы, организация ее охраны.
Охрану государственной границы осуществляет Пограничная служба ФСБ России, а обустройством пограничных пунктов до 2016 года ведало Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации. Ныне эти обязанности возложены на Министерство транспорта РФ.
Россия граничит с 18 странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Абхазия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея, Япония и США.
Государственные границы определяются с помощью двух процедур – делимитации и демаркации.
Делимитация представляет собой договор государств о прохождении государственной границы.
Демаркация (инженерное обустройство) – обозначение государственной границы на местности, закрепление ее пограничными знаками.
Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними.
Из истории государственной границы СССР
По общему мнению Государственная граница СССР была самой непреодолимой в мире. Всю ее сухопутную часть опоясывали ряды колючей проволоки, в особо опасных местах стояли минные ловушки, вся она была перепахана контрольно-следовой полосой, которую регулярно патрулировали наряды бойцов в зеленых фуражках.
В непосредственной близости и к Госгранице были обустроены укрепленные районы (УРЫ), в фортификационном отношении основательно оборудованные.
Когда-то погранвойска находились в непосредственном подчинении Лаврентия Берии. Он заставил личный состав заниматься боевой подготовкой с утра до ночи и вооружал пограничников самым современным по тому времени оружием. Если армия к автоматам даже накануне войны относилась с неким пренебрежением, то для пограничников это было совершенно привычное оружие, так же, как и самозарядные винтовки.
Педантичные немцы отводили на взятие застав часы, а то и минуты. Но «увязли» в кровопролитных боях почти везде на многие сутки. Великолепная боевая подготовка и высочайший моральный дух, готовность к самопожертвованию ради защиты Государственной границы, которая понималась именно с большой буквы – были отличительными чертами пограничных войск Союза ССР.
Пришло время перемен, а за ним – безвременье. И в защите государственных границ вновь образованной Российской Федерации появились настоящие «черные дыры».
Современные границы Российской Федерации
После распада СССР в России существует следующие разновидности границ:
1. Старые границы совпадают с границами бывшего СССР (унаследованные от СССР), большая часть которых закреплена международными договорами (граница с государствами дальнего зарубежья — Норвегией, Финляндией, Польшей, Китаем, Монголией, КНДР).
2. Новые границы с ближним зарубежьем:
- бывшие административные, оформленные как государственные границы со странами СНГ (граница с Белоруссией, Украиной, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном);
- границы со странами Балтии (Эстония, Латвия, Литва).
По всем международным правилам границы России определены на протяжении 10 тыс. км. На Россию приходится более 2/3 всех внешних границ СНГ. Из стран СНГ общей границы с Российской Федерацией не имеют Молдова, Армения, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. После распада СССР Россия лишилась 40% оборудованной границы.
В связи с этим одной из самых проблемных стала граница с Казахстаном – хотя об этом никогда особенно не говорилось, чтобы не омрачать очень дружественных взаимоотношений Москвы с Алма-Атой, а потом и с Астаной.
Однако люди, жившие на бывших, никем не охраняемых административных границах между различными областями двух союзных республик, сначала просто не могли понять, что стали друг для друга иностранцами. Сообразив, стали активно заниматься примитивной (и не очень) контрабандой, переправкой наркотиков, оружия, золота, а то и откровенным бандитизмом.
Северная и восточная границы России – морские, западная и южная границы – преимущественно сухопутные.
Характер сухопутных границ на западе и востоке страны различный. Границы, проведенные в дореволюционной России, чаще всего проходят по естественным рубежам. При расширении государства его границы нужно было четко фиксировать. На малонаселенных территориях границы должны были быть легкоузнаваемые. Это обеспечивалось четкостью самих границ: река, горный хребет и т.д. Такой характер в основном сохраняет восточная часть южной границы.
Современные западные и юго-западные границы России возникли другим путем. Эти границы были ранее внутригосударственными, то есть разделяли отдельные субъекты на территории страны. Границы эти часто изменялись произвольно, то есть в значительной мере это административные границы.
Когда такие внутригосударственные границы превратились в межгосударственные, они оказались почти не связанными с природными объектами. Таким образом сформированы границы России с Финляндией и Польшей. Еще в большей мере это относится к границам, возникшим при распаде Советского Союза.
Основная территория Российской Федерации граничит по суше с 14 государствами и двумя частично признанными государствами (Абхазия и Южная Осетия).
Ещё с двумя странами, Литвой и Польшей, граничит полуанклав Калининградская область. Небольшой анклав Саньково-Медвежье, входящий в состав Брянской области со всех сторон окружён границей с Белоруссией.
По морю Россия граничит с 12-ю государствами
С США и Японией Россия имеет только морскую границу. С Японией это узкие проливы: Лаперуза и Кунаширский пролив, отделяющие Сахалин и южнокурильский остров Кунашир от японского острова Хоккайдо.
А с США – это Берингов пролив, граница, проходящая по нему отделяет остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией примерно 194,3 километра, с США – 49 километров.
Если западные границы, а также рубежи с КНР и Монголией продолжали охраняться, можно сказать, по-советски, то среднеазиатское и закавказское направления оказались, по сути, открытыми. Конечно, были заключены межгосударственные соглашения, согласно которым получившие полную самостоятельность новые страны СНГ обязывались защищать свои внешние границы столь же тщательно, как и прежде, но реальных сил, а часто и желания это делать у них не было.
С 2004-го границу охраняют не по линейному принципу, то есть по всей ее протяженности при едином командовании, а по регионально-объектовому. Такая структура, как считается, придает больше гибкости при охране столь протяженной границы. Существует семь пограничных управлений, по числу округов, и отдельное Арктическое региональное пограничное управление ФСБ. В 2005-м образована Береговая охрана погранслужбы ФСБ.
Стратегические цели и задачи обустройства государственной границы Российской Федерации
Под обустройством государственной границы РФ понимается система мероприятий, направленных на создание условий функционирования инфраструктуры государственной границы РФ.
Основными
проблемами в сфере обустройства государственной границы РФ являются:
несовершенство нормативного правового регулирования;
- низкий уровень развития и эксплуатации инфраструктуры на государственной границе РФ, а также недостаточные темпы ее модернизации;
- несоответствие существующей системы пунктов пропуска потребностям государства, обусловленным темпами социально-экономического развития РФ;
- неурегулированность вопросов права собственности в отношении объектов недвижимого имущества инфраструктуры на государственной границе РФ.
Стратегические цели, задачи и приоритеты обустройства границы опираются на Правила определения пределов пункта пропуска через государственную границу РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 253.В соответствии с этим документом под пределами пункта пропуска понимаются границы территории (акватории) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также специально выделенного в непосредственной близости от государственной границы участка местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Территория (акватория) пункта пропуска, установленного в пределах морского, речного (озерного) порта или аэропорта, может состоять из одного или нескольких отдельных участков.
Пределы пункта пропуска не могут выходить за пределы (границы) территории железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, территории и акватории морского, речного (озерного) порта.
В пределы пункта пропуска включаются специально оборудованные участки территории, здания, сооружения и отдельные помещения (часть помещений), а в морских, речных (озерных) портах также акватории, необходимые для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.
Пределы пункта пропуска определяются на основе утвержденной в установленном порядке землеустроительной и проектной документации на строительство (реконструкцию), оборудование и техническое оснащение зданий, сооружений и помещений, необходимых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.
Пределы пункта пропуска на специально выделенном в непосредственной близости от государственной границы РФ участке местности определяются в границах этого участка на основе данных государственного кадастрового учета.
Для определения географических координат пределов пункта пропуска проводятся геодезические измерения и сверка результатов измерений с данными землеустроительной и проектной документации на строительство (реконструкцию), оборудование и техническое оснащение зданий и сооружений, необходимых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля, или данными государственного кадастрового учета.
Совершенствование пограничная инфраструктуры
Организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации с 2016 года возложена на Министерство транспорта РФ.
Условно весь объем работ по обустройству границы можно разделить на три части.
Первая и основная – служебно-бытовая. Она касается условий службы и быта самих пограничников. Заново построено более 300 застав, оснащенных всеми бытовыми удобствами по самым высоким требованиям. К 2020 году планируется построить около 100 застав и модернизировать весь служебный и жилой фонд всех для погранзастав, погранотрядов и пограничных управлений.
Самая сложная и самая неотложная проблема, которую предстоит решить до 2020 года – создание максимально комфортных условий для пересечения границы гражданами и транспортными средствами. Ежегодно нашу госграницу пересекает свыше 100 миллионов человек и 17 миллионов транспортных средств.
И это основная головная боль как для пересекающих, так и для охраняющих границу, включая таможенников. Совершенно недопустимо, чтобы люди томились в многочасовых очередях, ожидая, когда подойдет их время получить отметку в паспорте. Автомобилисты порой, вообще днями живут на обочинах дорогах, застряв в километровых пробках на пропускных пунктах.
Значительные объемы финансирования были и будут направлены на возведение служебного жилья. За последнее десятилетие, условия службы и жизни пограничников качественно изменились. Казармы остаются я в прошлом. На новых заставах строят общежития с проживанием по 2-3, максимум 4 человека в комнате. На каждые две комнаты предусматриваются душ и туалет, на каждую – телевизор. Для офицеров и прапорщиков, естественно, построят квартиры.
Инновационно развивается оборудование Госграницы средствами связи. Всегда с ней были большие проблемы и сейчас они в основном решены.
Теперь же в пограничных управлениях появились единые информационно-телекоммуникационные системы, в служебном обиходе получивших наименование «пограничного Интернета».
Для этого в регионах развернуто необходимое количество станций и узлов космической связи. Благодаря им видеокамеры непосредственно с линии границы смогут передать картинку в реальном времени в пограничное управление и даже в специальный технический центр на Лубянку.
Третье – модернизируются технические средства охраны границы и инженерные сооружения.
На смену колючей проволоке приходят высокие технологии – видеокамеры, тепловизоры, новейшие радиолокационные системы, сейсмические датчики и другие технические новшества, объединенные в единые автоматизированные системы поиска, обнаружения, распознавания и отображения целей.
Заключение
Процесс обретения страной государственности включает процесс обретения границ. Любое государство обеспечение своей безопасности начинает с государственной границы.
Охрана государственной границы – важное условие защиты политических, экономических интересов и безопасности России. Ее эффективность зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления надежного режима охраны, выделения для этого необходимого количества средств, создания специальных служб (пограничной, таможенной, карантинной, ПВО и др.), успешно взаимодействующих между собой и другими государствами, муниципальными службами.
От имени профессионального сообщества поздравляю всех пограничников с праздником! Мы твердо уверены, что у пограничников все получится – ведь они как были, так и остались лучшими из лучших стражей своего Отечества.
Борис Скупов
Комментарии (0)